«Антон Чехов» — фильм о самой жизни
Знакомство с произведениями Антона Павловича Чехова российские дети начинают еще в начальной школе. Именно тогда у большинства закладывается предвзятое отношение к писателю, как к скучному и непонятному. Стыдно сказать, но некоторым из нас даже в солидном возрасте не удается в полной мере оценить гениальность Чехова, автора почти 900 рассказов, повестей, пьес о жизни общества конца XIX – начала XX столетий.
Последняя работа режиссера Рене Фере, классика французского кино, «Антон Чехов» – подарок для зрителя, позволяющий по-новому взглянуть на мир писателя и на его произведения. Интересный, яркий, сочный, великолепно снятый художественный фильм о нескольких самых знаменательных годах из жизни писателя – с 1885 по 1890. В эти годы к Чехову приходит известность, он лично знакомится с Толстым, начинает писать пьесы для театра, теряет брата, совершает героическое путешествие на Сахалин и узнает, что сам смертельно болен. Картина Рене Фере о жизни классика мировой литературы во всех ее проявлениях – и восторженных, светлых, и будничных, и горестных, трагических.
Врач по профессии и основной деятельности, Антон Чехов начинает писать рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте», чтобы хоть немного заработать и помочь прокормить семью. Его отец владел в Таганроге бакалейной лавкой, но торговлей занимался без особого рвения, уделяя больше внимания и времени религии, общественным делам и пению. В конце концов, Павел Егорович разорился, и семья Чеховых перебралась в Москву. Антон Павлович, четверо его братьев и сестра Мария воспитывались в атмосфере строгости, тирании и набожности. При этом душой дома была тихая мать, которая научила детей любить и прощать друг друга, несмотря ни на что.
Актерам удалось передать нежные отношения молодого «Антоши» с уже взрослыми братьями и сестрой Марией. Когда Мария (Лолита Шамма) из любопытства стащила блокнот писателя и от души смеялась над его заметками, заперевшись в комнате. Когда Антон дал обещание смертельно больному брату Николаю (Робинсон Стевенен) поехать с ним на Сахалин, а потом выполнил обещанное, уже похоронив брата. В этих сценах меня, как зрителя, покорило чувство большой искренней любви между братьями, глубокого взаимопонимания между Антоном и сестрой.
Начинается фильм шутками и розыгрышем, что сразу придает легкости его восприятию. Николас Жиро в роли молодого Антона Чехова – пожалуй, настоящая находка для французского режиссера: он не лишен внешнего сходства с писателем, в то же время, в его широко открытых глазах виден неподдельный интерес к миру, к людям и чуть отстраненное ироничное отношение.
Очень четко передан российский быт конца XIX века: мебель, посуда, первые керосиновые лампы, повозки с лошадьми, костюмы героев. Все это легко переносит зрителя в атмосферу конца XIX века. Входя в кинозал, ты еще думаешь о каких-то своих повседневных заботах, но уже через две-три минуты забываешь обо всем, наслаждаясь каждой деталью картины.
Оригинальным и вполне правдивым показан образ Льва Николаевича Толстого. Он заинтересован Чеховым, учит его правильной жизни, заботясь о его писательской карьере. Здесь Рене Фере постарался раскрыть Льва Толстого не только как величайшего писателя, но и как человека с его достоинствами и пороками.
Вспоминая кадры Сахалина, невольно приходишь к мысли о том, какой вклад внес Чехов не только в литературу, но и в общественную жизнь. Он привез в светское общество знание о страданиях других людей, правду о невыносимой жизни детей преступников и проституток. На Сахалине еще молодой Чехов стал свидетелем жестоких наказаний, узнал о судьбах преступников, попытался разобраться в причинах их действий, выступая как психолог. При всем этом, несмотря на серьезность происходящего, Чехов описал Сахалин со свойственной ему иронией, и кажется, что даже там нет трагедии.
До глубины души пронзает общение великого писателя с простой учительницей (Мари Фере), которая едва окончив школу, сама начала преподавать. Они разговаривают о ее судьбе, понимая и продолжая друг друга с полуслова. Удивительно, но даже находясь на далеком острове, она упивается рассказами Чехова, как и весь свет, и, конечно, влюбляется в него задолго до знакомства…
Сам Чехов к женщинам был холоден, и в фильме очень четко определено это состояние: и через диалоги, и через игру Николаса Жиро. Даже огненно-рыжая красавица Лика (в исполнении Дженны Тиам), которая страстно его желала, не разожгла в сердце Чехова любовного пламени. Однако в его сознании она оставила глубокий след. И плодом их отношений стала прекрасная пьеса «Чайка», постановки которой продолжаются по сей день в театрах всего мира.
Рене Фере не забыл показать нам и Чехова-драматурга: он пишет в одном кабинете с Сувориным, лично смотрит репетиции своих пьес и работает в театре с актерами. Каждый, кто любит театр, поймет его рекомендации: не нужно играть трагедию, на нее достаточно просто намекнуть жестом или взглядом; в стремлении показать себя большим актером, легко убить самого героя; и главное – не нужно бояться, что зритель начнет скучать, ибо чеховские герои проживают действительно скучную жизнь… И вдруг – выстрел в лицо публики!..
Да, каждый рассказ, каждая пьеса Чехова подобны такому выстрелу. Лаконично, точно и изящно Чехов пишет саму жизнь, такую, как есть. Он настолько глубоко понимает человеческую сущность, что его персонажи остаются актуальными спустя почти полтора века. В них даже современный человек может увидеть себя, как в большом зеркале. Однако Чехов очень остро чувствовал и веяния времени, в котором жил, переживая их и отражая в своих произведениях.
Последние кадры фильма Рене Фере: смертельно больной Антон Павлович пишет, выпивает шампанское и выкуривает сигару. До смерти еще есть время, но Чехов относится к ней так же иронично и легко, как к жизни.
Возможно, фильм не лишен некоторой сентиментальности и в нем по-французски много поцелуев, но на общее хорошее впечатление это не влияет. Фильм, будто встреча с самим писателем, исполнен радости и в то же время помогает понять очень многое о человеческой жизни.
Посмотреть фильм Рене Фере в кинотеатрах можно уже с 28 апреля.
Автор: Юлия Бутырина