N.I.C.E. 2018: рецензия на фильм «Случайные друзья»
Режиссер, Франческо Бруни, более известен как сценарист, на его счету не один десяток фильмов. И это третья полнометражная работа собственной постановки. Главный герой – молодой бездельник Аллесандро, который целыми днями просиживает в кафе с друзьями, да еще тайком крутит роман с мамашей одного из них. Отец Алессандро очень хочет, чтобы сын взялся за ум и начал работать, поэтому устраивает его на подработку в соседний дом – сиделкой при старике. Этим стариком оказывается Джорджо – 85-летний поэт с начинающимся Альцгеймером, забывающий имена, но еще помнящий вкус настоящей жизни. Постепенно Алессандро и Джорджо сближаются, и в конце концов их начинает связывать настоящая дружба.
Сюжет, где умудренный опытом старик учит молодого лоботряса жизни, далеко не нов. На ум тут же приходит легендарный фильм «Запах женщины» и другие более или менее замечательные картины. Здесь мы видим похожую ситуацию. Джорджо становится для Алессандро авторитетной фигурой, у которого можно спросить о том, что такое любовь, о том, как общаться с девушками. Такая ситуация – хороший способ молодому поколению приобщиться с ценностями поколения предыдущего. И сценарист (сам Бруни) пользуется этим приемом.
Кадр из фильма «Случайные друзья»
Возможно, в наше время это один из немногих возможных способов проникнуться уважением к пожилому возрасту, опыту старшего поколения. Раньше такое отношение было автоматической установкой общества, но в 21 веке это уже не так. По крайней мере, проявляется не так часто и ярко. Теперь это уважение часто нужно заслужить какими-то поступками и действиями. И в то же время, юность всегда имела свои преимущества, свои уроки, которым она могла бы научить стариков. В этом смысле фильм стал диалогом поколений. С одной стороны – Джорджо – заслуженный поэт, прошедший войну, познавший и любовь, и потерю, и разочарование. С другой – Алессандро и его друзья – дерзкие, находчивые, легкие на подъем. И когда они находят общий язык, уже ничто не сможет их остановить. Общение всем идет на пользу.
Другое дело, как эта история претворена в жизнь на экране. В фильме часто применен прием съемки «ручной камерой». Нельзя сказать, что этот прием здесь обоснован, порой, это даже мешает просмотру. Мелкие сюжетные детали добавляют героям жизни, но проблема стоит в органичном завершении этих линий, что не всегда получается легко и незаметно. Сами же перипетии местами выглядят натужно и не вполне естественно. Такие мелочи делают фильм неровным, усложняя главную историю. Исполнитель главной роли, молодой актер Андреа Карпенцано, видимо, еще не обладает должным опытом, а позиция главного героя особенно ярко обнажает эту недостачу. В итоге, фильм предстает несколько шатким с точки зрения качества.
Кадр из фильма «Случайные друзья»
И все же хочется остановиться на положительных сторонах. Несмотря на все недостатки, история повествует о понимании, уважении и дружбе. Пусть немного неловко, местами наивно, но вполне искренне режиссер пытается донести до нас историю преображения главного героя с помощью такого вот случайного друга.
Текст: Александра Канапина