Новый летний фестиваль посвящен самому жаркому – и климатически, и политически – культурному региону планеты. Арабский Восток – родина ислама и сказок 1001 ночи, источник красоты и конфликтов, земля революций и роскоши. И горячая точка на кинокарте планеты: здесь снимают несметное количество фильмов, успешно путешествующих по всему миру – потому что о любой острой проблеме они говорят на внятном жанровом языке.
С 10 по 12 августа — в Москве в кинотеатре «Формула кино ЦДМ»
С 11 по 13 августа — в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Англетер»
«Оскорбление» ливанца Зиада Дуэйри, хит Венецианского фестиваля, – бурлящая судебная драма: таким драйвом и эмоциями щегольнет не всякий боевик.
«По традиции» палестинского режиссера Аннемари Джасир, находка фестиваля в Локарно, – семейная драма с нотами комедии и огромным шармом.
А фильм открытия, победитель «Сандэнс»-фестиваля, «Случай в отеле «Нил Хилтон»», снятый Тариком Салехом, шведским режиссером египетских кровей, – изобретательный микс детектива и нуара, в который самым естественным образом вторгается новейшая политическая история.
Смелые сюжеты, шквальная энергия, колоритные мужские характеры и отчаянные чувства – живое кино высокой температуры!
ПРОГРАММА
«Случай в отеле «Нил Хилтон» (Драма, триллер/ Франция, Германия, Швеция, Дания, Марокко/ 2017/ 111 минут/ 18+)
Москва: 10 августа в 19.30
Санкт-Петербург: 11 августа в 17.00
Режиссёр: Тарик Салех
В ролях: Фарес Фарес, Мари Малек, Яссер Али Махер, Ахмед Селим, Ханья Амар
Кинофестиваль «Сандэнс» — гран-при международного конкурса
Номинация на премию «Сезар» — лучший фильм на иностранном языке
Каир, январь 2011-го. До революционных волнений на площади Тахрир остаются считанные дни. Но полицейский Норедин не обращает внимание на политический кризис – его больше занимает криминальное происшествие в пятизвездочном отеле: зверское убийство красавицы-певицы Лалены. Из улик – только квитанция фотоателье. О том, кто оплатил специальный номер, знает лишь владелец отеля «Нил Хилтон». Единственный свидетель – африканская горничная – скрывается. А полицейское начальство стремится дело по-тихому прикрыть: самоубийство, мол. Норедин – отнюдь не борец за правду; он одинок, угрюм, в меру коррумпирован – морозилка его холодильника набита взятками. Однако этот случай он не намерен спускать на тормозах: обнаружив на фото компромат, Норедин отправляется к господину Шафику – члену парламента, магнату-застройщику и главному подозреваемому в убийстве…
Тарик Салех, автор модных клипов шведской звезды Люкке Ли и нашумевшего анимационного дебюта «Метропия» (Metropia, 2009). Сегодня его имя ассоциируется с новой волной европейского нуара – детективной датской франшизой «Мистериум»: «Женщина в клетке» (Kvinden i buret, 2013), «Охотники на фазанов» (Fasandræberne, 2014), «Тьма в бутылке» (Flaskepost fra P, 2016), «Журнал 64» (Journal 64, 2018). Забавная деталь: Каир, город греха, беременный революцией, и бурлящую народным гневом площадь Тахрир снимали в марокканской Касабланке и Берлине.
«По традиции» (Драма/ Палестина, Франция, ОАЭ, Катар, Норвегия, Колумбия, Германия/ 2017/ 96 минут/ 16+)
Москва: 11 августа в 17.00
Санкт-Петербург: 12 августа в 17.00
Режиссёр: Аннемари Джасир
В ролях: Мохаммад Бакри, Салех Бакри, Тарик Копти, Монера Шехадех, Лама Татур
Международный кинофестиваль в Локарно — премия «Дон Кихот», приз молодёжного жюри, специальный приз
Абу Шади – школьный учитель и разведенный отец двух взрослых детей, кажется, ни на день не покидавший родной город Назарет. Сын, Шади, – архитектор, давно сделавший успешную карьеру в Европе. А дочь вот-вот выйдет замуж, и Абу Шади оказывается перед необходимостью вручить родным, друзьям и знакомым приглашения на свадьбу. Чтобы помочь отцу – и с приглашениями, и с грядущей жизнью в одиночестве – на родину из Рима ненадолго прилетает сын…
Полнометражные фильмы режиссера Аннемари Джасир участвовали в Каннском и Берлинском кинофестивалях. В фильме «По традиции», наряду с точными антропологическими наблюдениями, бескомпромиссным очерком нравов и документальным запечатлением неприглядного, заваленного мусором, обветшавшего Назарета, есть редкая теплота и пронзительная лирика. Это кино неподдельных добрых чувств. И вообще неподдельное во всём: даже героев играют реальные отец и сын, звезды арабо-израильского кино — Мохаммад и Салех Бакри.
«Оскорбление» (Драма, триллер/ Франция, США, Бельгия, Ливия, Кипр/ 2017/ 112 минут/ 16+)
Москва: 12 августа в 17.00
Санкт-Петербург: 13 августа в 19.30
Режиссёр: Зиад Дуэйри
В ролях: Адель Карам, Камель Эль Баша, Камилль Саламех, Диаманд Бу Аббуд, Рита Хайек
Для автомеханика Тони, человека гневливого и озлобленного – даром, что состоит в Христианской партии, – это утро совсем не задалось. А ремонтный рабочий Яссир, тихий палестинец, уже много лет живущий в Бейруте, можно сказать, попался под горячую руку. Тони не сдержал бешеный нрав и в случайно вспыхнувшей ссоре бросил Яссиру: «Хотел бы я, чтобы Ариэль Шарон вас всех уничтожил». Слово не воробей и даже не хищная птица, куда опаснее. В данном случае оно оказалось сдетонировавшей бомбой: бытовая стычка двух простых и, в общем, безобидных людей вылилась на национальный уровень с вовлечением самого президента страны…
Ливанец Зиад Дуэйри эмигрировал в 18 лет, в 1981-м, во время гражданской войны. В 1990-е работал ассистентом оператора на фильмах Квентина Тарантино: в фильмографии Дуэйри есть и «Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992), и «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction, 1994), и «Джеки Браун» (Jackie Brown, 1997). Однако все собственные режиссерские работы Дуэйри – и ретро «Западный Бейрут» (West Beyrouth / À l’abri les enfants, 1998), и актуальная драма о терроризме «Атака» (The Attack, 2012), и даже снятая в Париже «Лила говорит» (Lila dit ça, 2004) – связаны только с национальными культурой и политикой, нравами и историей. Темпераментное «Оскорбление» – самый обжигающий фильм Дуэйри: национальность – не просто пункт в анкете, но бочка с порохом.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.