Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

  • Это Мероприятие прошло.

Ретроспектива японского режиссера Ёдзи Ямада в Петербурге

21.02.2020 @ 19:00 - 26.02.2020 @ 20:50

| Бесплатные - 100рублей
Ретроспектива Ёдзи Ямата в Петербурге КультКино cultofcinema.com

С 21 по 29 февраля Генеральное консульство Японии совместно с Японским фондом устраивает ретроспективу японского режиссера — Ёдзи Ямада!

Не будет преувеличением сказать, что Ямада Ёдзи – самый любимый режиссер массового японского зрителя. Герои его фильмов воспринимаются японцами как носители черт национального характера, а места съемок приобрели культовое значение. В год японо-российских межрегиональных и побратимских обменов на большом экране киноцентра «Родина» будут показаны 12 фильмов режиссера!

Расписание:

21 февраля: открытие фестиваля и показ фильма «Мужчине живётся трудно: Добро пожаловать домой, Тора-сан!»
Япония / 2019 / драма
Сеанс в 19-00, вход свободный

Долгожданное возвращение человека, за историей жизни которого зрители следят вот уже 50 лет. Заключительный фильм серии «Мужчине живётся трудно», которая захватила сердца всех японцев, заставляя то плакать, то смеяться.

Писатель Мицуо, сын сестры Тора-сан Сакура, живёт вдвоём со своей дочкой, ученицей 3 класса средней школы. Прошлая работа Мицуо получила хорошие отзывы, но теперь дни идут один за другим, а он всё никак не может сесть за написание своего следующего произведения. Неожиданно во сне он видит свою первую любовь, Идзуми, и теперь он не только переживает из-за работы, но и его сердце также не спокойно. На седьмую годовщину смерти жены Мицуо едет в храм на поминальную службу, а заодно заезжает и к своим родителям в район Сибамата. Начинаются разговоры, наполненные прекрасными воспоминаниями. Конечно, вспоминают и беспокойные и одновременно счастливые дни, проведённые вместе с их дорогим дядей Торадзиро …

22 февраля: «Школа 2»
Япония / 1996 / драма
Сеанс в 17-00, вход по билету

Рюхэй Аояма работает учителем в коррекционной школе на острове Хоккайдо. В школе- интернате живут и учатся дети с разными особенностями развития. Сложнее всего приходится с мальчиком Юя, который почти не умеет говорить и совсем не привык жить вдали от дома. Забота о Юя падает на плечи молодого и ещё неопытного преподавателя Кобаяси. Работать в коррекционной школе он начал не по собственному желанию, а по распределению. Мальчик по имени Такаси, который после травли в обычной школе годами ни с кем не разговаривал, благодаря Юя вновь обретает голос. Скоро мальчики становятся неразлучными, и каждому дружба помогает стать лучше.

«Мужчине живется трудно (фильм первый)»
Япония / 1969 / драма
Сеанс в 19-20, вход по билету

Торадзиро Курума родился в районе Кацусика Сибамата на окраине Токио. С детства Тора-сан был озорным мальчуганом, в школе учился плохо, а в шестнадцать лет ушёл из дома, и с тех пор странствует по Японии. На жизнь он зарабатывает мелкой торговлей, предлагая прохожим на улице дешёвые товары, разложив их на циновке прямо на земле.

Родители Тора-сан и его старший брат давно умерли. Зато младшая сестра Сакура по-прежнему живёт в Кацусика Сибамата с родными дядей и тётей, которые держат небольшую лавку японских сладостей. Однажды, спустя почти двадцать лет, Тора наведывается в родные края. Сначала все радуются его возвращению, но очень скоро вспоминают, какой несносный у него характер. Из-за неприличных шуток Тора жених из хорошей семьи отворачивается от Сакура. На укоры близких Тора отвечает грубостью и вновь покидает отчий дом. Во время путешествия он неожиданно встречает соседей из Кацусика Сибамата — старого настоятеля храма и его дочь Фуюко, в которую тут же влюбляется. Ради Фуюко он вновь возвращается в Токио, но долго жить оседлой жизнью Тора не может. Будь то очередная ссора с близкими, или же неразделённая любовь, у него непременно появится повод снова отправиться в странствия, чтобы затем опять возвратиться домой… Этот нескончаемый цикл уходов и возвращений составляет основу сюжета многосерийного эпоса про мужчину по имени Торадзиро.

http://www.world-art.ru/cinema/img/10000/45/3.jpg

23 февраля: «Зов далёких гор»
Япония / 1980 / драма
Сеанс в 17-00, вход по билету

Молодая вдова Тамико Кадзами живёт на острове Хоккайдо с маленьким сыном Такэси. Целыми днями она трудится на ферме, которую основал её покойный муж. Однажды ночью в дом к Тамико стучится незнакомый мужчина. Он попал под дождь и просит пустить его на ночлег. В ту же ночь начинается отёл одной из коров на ферме, и незнакомец помогает Тамико принять телёнка. Утром он покидает деревню, но через несколько месяцев возвращается и просит взять его на работу. Помогать по хозяйству он готов даже бесплатно. Такое предложение кажется Тамико странным, но работы на ферме невпроворот, и она соглашается. Соседи побаиваются угрюмого и молчаливого Косаку – так зовут загадочного незнакомца. Однако сын хозяйки, давно растущий без отца, быстро находит общий язык с новым работником. Когда местный богач по имени Абута пытается домогаться Тамико, Косаку приходит к женщине на помощь. Постепенно Косаку становится частью небольшой деревенской общины, однако все по-прежнему не знают, кто он и почему здесь оказался…

Идею создания картины «Зов далёких гор» навеял режиссёру классический вестерн Джорджа Стивенса «Шейн» (1953), повествующий о таинственном незнакомце с Дикого Запада, появившемся на ферме и ставшем другом и защитником местных жителей. Название для своей картины Ёдзи Ямада также заимствовал у Стивенса. Песня, которую американский композитор Виктор Янг написал специально для фильма «Шейн» называлась “The Call of the Faraway Hills”. Не случайно в качестве японского аналога Дикого Запада в фильме Ямада фигурирует остров Хоккайдо. Массовое заселение северной части острова началось лишь во второй половине XIX века, изначально эти территории населяли племена айнов. Поклонники творчества Ёдзи Ямада найдут в фильме «Зов далёких гор» немало отсылок к другим популярным картинам режиссёра, в особенности к фильму «Жёлтый платочек счастья» (1977), в котором роли главных героев также исполняли Кэн Такакура и Тиэко Байсё.

«Мужчине живётся трудно: Тоска по родине»
Япония / 1983 / драма
Сеанс в 19-20, вход по билету

Фильм пятый многосерийной саги о вечном страннике и неисправимом романтике Торадзиро Курума. Младшая сестра героя, Сакура, вышла замуж за Хироси, работника небольшой типографии, что находится по соседству от лавки «Курумая». У супругов растёт сын Мицуо, про которого все говорят, что он вылитая копия дяди. Родителей такое сравнение не радует.

Во время очередного странствия Тора видит страшный сон: смерть дядюшки Тацудзо Курума. Тора спешит вернуться домой. Когда он звонит родственникам, чтобы рассказать о зловещем предчувствии и предупредить о своём приезде, они отвечают суеверному Тора розыгрышем и сообщают, что дядя при смерти. Очень скоро в лавку «Курумая» врываются напуганные соседи с соболезнованиями – предусмотрительный Тора уже всех оповестил и заказал для дяди панихиду. Обиженный на злую шутку родных бродяга Тора отправляется на север Японии, в Саппоро. Там в одиночестве умирает его бывший босс. Эта бесславная кончина наставника заставляет героя задуматься о своём будущем. Он начинает поиски работы, которая не требует разъездов, но работник из Торадзиро никудышный. После очередного скандала Тора покидает отчий дом. Через некоторое время Сакура получает странную посылку от брата: бандероль пропитана маслом, а внутри упакован жареный соевый творог абураагэ. Оказывается, Тора устроился работать в маленькой забегаловке, которая специализируется на этом блюде. Отправившись навестить брата, Сакура сразу догадывается в чём дело: Тора влюбился в хозяйскую дочь Сэцуко и уже строит планы женитьбы. Сакура понимает, что брата ждет очередное разочарование.

24 февраля: «Сыновья»
Япония / 1991 / драма
Сеанс в 17-00, вход по билету

Тэцуо работает официантом в токийской забегаловке. Работа ему не нравится, но новую он пока не нашёл. На годовщину смерти матери он возвращается в родную деревню на севере Японии. Здесь, в Иватэ, живёт отец Тэцуо, строгий и молчаливый крестьянин. Неподалёку живёт сестра Тэцуо, другие родственники, но чаще отец проводит время в одиночестве. Сосед, который был лишь немногим старше Акио, недавно забыл выключить в доме газ и погиб во время пожара. Родные и близкие беспокоятся за Акио и настоятельно рекомендуют ему переехать в Токио, где живёт со своей семьей старший сын Тадаси. Он сотрудник крупной фирмы и недавно купил новую квартиру, где найдётся место и для отца, но тот ничего не хочет слышать. Чувствуя свою долю ответственности за престарелого отца, Тэцуо решает всерьёз заняться поисками работы. Университетского образования у него нет, поэтому начинать приходится с небольшой мастерской по обработке металла. Работа здесь тяжёлая и изнурительная, но Тэцуо любит простой физический труд. На фабрике одного из партнёров он знакомится с молчаливой девушкой по имени Сэйко. Очень долго Тэцуо не знает даже имени девушки, однако это не мешает ему всё время думать о ней и строить планы на будущее.

Фильм основан на произведении Макото Сиина «Складские рабочие», а также представляет своеобразный оммаж картине Ясудзиро Одзу «Токийская повесть» (1953). Фильм проработавшего всю жизнь (как и Ямада) на студии Сётику Одзу тоже повествует об отношениях взрослых детей и их родителей, но он печальнее картины Ёдзи Ямада, который  всегда старался вселить оптимизм в своих зрителей. Не случайно именно режиссёра Ёдзи Ямада считал своим преемником продюсер Сиро Кидо – один из вдохновителей «народного» жанра сёмингэки, зародившегося во второй половине 1920-х гг. на киностудии Сётику. Фильмы о простых японцах, их маленьких надеждах и разочарованиях – вот на что ориентировал своих режиссёров Сиро Кидо. Как сторонник коммунистической идеологии Ямада в своих картинах много внимания уделял жизни рабочего класса, однако никогда не пытался обличать угнетателей. Умение режиссёра отвечать на запросы массового зрителя, избегая при этом радикальных политических высказываний, сделало его фильмы по-настоящему «народными».

Фильм «Сыновья» получил Гран-при японской академии киноискусства, а также многочисленные награды журнала «Кинэма дзюмпо», газеты «Майнити», других СМИ и кинофестивалей.

«Мужчине живётся трудно: Родной дом в Симабата»
Япония / 1972 / драма
Сеанс в 19-20, вход по билету

Девятый фильм из комедийной серии о бродяге Тора-сан. Сакура и Хироси давно мечтают о новом доме, однако денег у них не хватает. Чтобы помочь молодым, дядя и тётя принимают решение сдавать комнату Тора – ведь он в ней лишь изредка останавливается. Сакура предвидит, что это может сильно расстроить брата, и в очередной раз оказывается права. Вернувшись домой и увидев объявление о сдающейся комнате, Тора-сан приходит в ярость. Он принимается за поиски своего отдельного жилья, но бюджет его скромен, и квартирный агент предлагает ему его же комнату на втором этаже лавки «Курумая» – это самое выгодное предложение в Токио.

Рассорившись с родными и близкими, Тора отправляется в очередное странствие. В городе Канадзава на берегу Японского моря он знакомится с Мари, Мидори и Утако – тремя девушками, которые каждое лето путешествуют вместе. Вместе с Тора-сан путешествовать становится еще веселее – он непрестанно развлекает девушек своими шутками и анекдотами. Вернувшись в Токио, Мари и Мидори прямиком направляются в Кацусика Сибамата, откуда родом Тора-сан. От девушек Тора узнает, что их третья подруга Утако очень несчастна. Её мать рано умерла, и девушка одна заботится об отце, знаменитом писателе, но очень суровом и властном человеке. Тора-сан клянётся найти для девушки хорошего жениха, хотя втайне сам надеется на её симпатию. Торадзиро не догадывается, что Утако влюблена в другого.

25 февраля: «Мужчине живётся трудно: Тора-Сан ударился в религию»
Япония / 1983 / драма
Сеанс в 19-00, вход по билету

Тридцать вторая картина из серии «Мужчине живётся трудно».

Во время очередного странствия Тора-сан оказывается в префектуре Окаяма, недалеко от могилы свёкра его любимой сестры. Тора-сан возносит молитву за упокой души родственника и знакомится с настоятелем храма и его дочерью Томоко. Настоятель храма – большой охотник выпить, и знакомство с Тора настолько выбивает его из колеи, что совершать службу он не в силах.

Проводить буддийский обряд вместо настоятеля приходится Торадзиро, который в родных местах рос рядом с храмом и усвоил манеру буддийских священников. Проповедь Тора, похожая не то на цветистый тост, не то на рекламный спич, пользуется у прихожан огромным успехом. И настоятель, и его дочь Томоко просят Торадзиро остаться, тем более что для продолжения отправления храмовых ритуалов нужен наследник, а единственный сын настоятеля не хочет принимать сан. Томоко разведена, и новый брак с предполагаемым преемником отца был бы кстати. В это время в маленький городок, где обосновался Тора сан, приезжает с семьёй его младшая сестра Сакура. Каково же удивление родственников, когда проводить молебен в память покойного свёкра выходит их непутёвый Торадзиро, облачённый в монашеские одеяния? Параллельно развивается любовная линия между сыном настоятеля храма и его одноклассницей. Тора-сан помогает влюблённым соединиться, но как и всегда своё счастье устроить не может.

Фильм снимался вскоре после смерти Такаси Симура, талантливого актёра, известного своими ролями в фильмах Акира Куросава «Расёмон» (1950) и «Жить» (1952), а также исполнившего роль свёкра сестры Тора в самой первой серии фильма «Мужчине живётся трудно» (1969).

26 февраля: «Сумеречный самурай»
Япония / 2002 / драма
Сеанс в 19-05, вход по билету

Действие фильма происходит во второй половине XIX века, за несколько лет до начала Реставрации Мэйдзи (1868). Повествование ведётся от имени младшей дочери главного героя – самурая по имени Сэйбэй. В иерархии чиновников сёгунской администрации он занимает самую низшую ступень, работая счетоводом на складе. Двух дочерей Сэйбэй воспитывает один, так как жена несколько лет назад умерла от туберкулеза, а родная мать героя давно находится в старческой деменции. Заботе о близких герой посвящает всё свободное время. Сумеречный Сэйбэй – так прозвали его коллеги, поскольку каждый день, как только солнце начинает садиться, он спешит домой, никогда не задерживаясь, чтобы пропустить по чарочке сакэ с друзьями или заглянуть в весёлый квартал.

Никто из коллег не догадывается, что на самом деле Сэйбэй – мастер боевых искусств. Это раскрывается лишь во время поединка с самураем Тоётаро Кода, проучить которого Сэйбэй считает своим долгом. Раньше Кода был женат на Томоэ, младшей сестре Митинодзё, с которым Сэйбэй был дружен с раннего детства. Кода зверски избивал Томоэ, и Митинодзё аннулировал их брак. Желая вернуть жену, Кода вызывает Митинодзё на поединок, однако вместо него защищать честь Томоэ вызывается Сэйбэй. В день поединка он с легкостью побеждает Кода с помощью деревянного меча.

Свой самурайский меч Сэйбэй продал, чтобы заплатить за похороны жены. Слухи о «сумеречном самурае» быстро распространяются по городу, однако это не приносит счастья герою. Власти пытаются использовать его как наёмного убийцу. Сэйбэй принимает предложение в надежде, что, если ему повысят жалование, он сможет жениться на Томоэ, в которую давно влюблён.

Фильм «Сумеречный самурай» снят на основе исторических новелл писателя Сюхэй Фудзисава. Режиссёр Ёдзи Ямада, специализировавшийся до этого в основном на фильмах о современной Японии, готовился к съёмкам своего первого самурайского фильма на протяжении более десяти лет. Картина была номинирована на премию Оскар и получила множество наград внутри Японии, положив начало «самурайской трилогии» Ямада. В 2004 был снят фильм «Скрытый клинок», а в 2006 году – «Любовь и честь». Все три фильма стали рекордсменами японского кинопроката.

27 февраля: «Жёлтый платочек счастья»
Япония / 1977 / драма
Сеанс в 19-00, вход по билету

Молодому рабочему по имени Кинъя не везёт с девушками. Родом он из небольшой деревеньки на острове Кюсю. Когда-то мужчины тех краёв славились своей решительностью и крутым нравом, но теперь происхождение Кинъя вызывает лишь насмешки, все считают его деревенщиной. На заводе он зарабатывает мало, да и внешность у него неказистая. Вот если бы у него была красивая машина! Свои последние сбережения Кинья решает потратить на покупку модного красного автомобиля, на котором отправляется за новыми приключениями на остров Хоккайдо.

Во время путешествия Кинъя знакомится с симпатичной девушкой по имени Акэми, но их отношения не складываются, пока не встречается третий попутчик – сдержанный и молчаливый Юсаку. Незадолго до встречи с молодой парой он вернулся из тюрьмы, отбыв срок наказания. Когда-то Юсаку был женат, но в тюрьме принял решение развестись. Сейчас Юсаку держит путь в город, где живёт его возлюбленная Мицуэ. Они условились, что если сердце Мицуэ не будет занято, она даст знак: в день возвращения Юсаку над крышей дома появится маленький жёлтый платочек.

Традиция вплетать в волосы жёлтую ленту в знак ожидания возлюбленного существовала в Америке ещё со времен борьбы за независимость. Широкую известность традиция приобрела благодаря кинематографу и эстраде. Песня «Она носила жёлтую ленту» многим знакома благодаря одноименной картине Джона Форда. В начале семидесятых в Америке и Японии известность также приобрела песня “Tie a Yellow Ribbon Round the Ole Oak Tree” («Завяжи жёлтую ленту на старом дубе») в исполнении популярного мюзик-бэнда Tony Orlando and Dawn. Эту мелодию часто напевала во время съёмок фильмов о бродяге Тора- сан любимая актриса Ямада, Тиэко Байсё, что дало толчок к появлению фильма «Жёлтый платочек счастья», в котором она сыграла роль Мицуэ. За основу сценария был взят рассказ американского журналиста Пита Хэмилла о возвращении бывшего заключённого, опубликованный в 1971 году в газете New York Post .

28 февраля: «Флаг в тумане»
Япония / 1965 / драма
Сеанс в 19-00, вход по билету

Киндзо Оцука – преуспевающий адвокат, имя которого известно по всей Японии. Однажды на пороге его офиса появляется девушка по имени Кирико. Она приехала в Токио с далёкого острова Кюсю в надежде спасти своего брата – школьного учителя Масао, которого обвиняют в убийстве и которому грозит смертная казнь. У Масао пропали деньги, которые откладывались для школьной экскурсии, и чтобы не разочаровывать детей, он вынужден был обратиться к ростовщице. Масао долго не мог расплатиться с долгами, и после убийства «старухи-процентщицы» обвинения пали на него.

Кирико убеждена, что брат не виновен, но у неё нет денег на адвоката. Секретари адвоката Оцука вежливо просят девушку обратиться к другим специалистам, но Кирико не сдаётся, наивно полагая, что Оцука станет помогать ей бесплатно. Получив окончательный отказ, Кирико уезжает на родину. Через год адвокат Оцука получает письмо, в котором девушка сообщает о смерти брата. Для знаменитого адвоката это лишь малозначительный эпизод, для Кирико – начало новой жизни, которую она посвятит мести.

Социальная драма, основанная на детективном произведении писателя Сэйтё Мацумото, отсылает зрителей к роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». В центре повествования, разворачивающегося в послевоенной Японии, оказывается не «Раскольников», а его сестра.

29 февраля: «Семья»
Япония / 1970 / драма
Сеанс в 19-00, вход по билету

Послевоенная экономика Японии быстро развивается. Растёт зависимость от импорта нефти, в то время как добыча каменного угля сокращается. Многие шахты закрываются, и люди теряют работу. Чтобы прокормить семью, Сэйити Кадзами вынужден покинуть шахтёрский городок, в котором родился и вырос. С тёплого острова Кюсю на юге Японии Сэйити хочет отправиться на север страны. На острове Хоккайдо он будет заниматься земледелием и скотоводством. Сначала Сэйити строит планы уехать на север одному, но жена Тамико понимает, что без семьи на чужбине ещё тяжелее. В дальнее странствие семья отправляется с двумя маленькими детьми и престарелым отцом Сэйити, тоже бывшим шахтёром. Путешествие научит героев верить в свою судьбу, преодолевать невзгоды и по-настоящему ценить друг друга.

Фильм Ёдзи Ямада «Семья» принёс студии Сётику невероятный успех. Картина собрала рекордное количество призов и была названа лучшим фильмом 1970 года по версии журнала «Кинэма Дзюмпо» и газеты «Майнити». Ёдзи Ямада получил приз за лучшую режиссуру и сценарий, Тиэко Байсё удостоена была нескольких премий за исполнение главной женской роли, призами отмечена была талантливая игра актёров Хисаси Игава и Тисю Рю. Фильм «Семья» выделяется на фоне других картин режиссёра Ёдзи Ямада своей документальной стилистикой. Большинство сцен фильма снималось за пределами киностудии: в общественном транспорте, на шумных улицах с участием массовки. Картина служит наглядной иллюстрацией японского экономического чуда, кардинальным образом изменившего ландшафт страны и образ жизни людей.

Одна из кульминационных сцен фильма снята была в городе Осака, где в 1970 году проходила Всемирная выставка EXPO’70, ставшая одним из главных символов послевоенного возрождения Японии. Вместе с картинами «Родина» (1972) и «Зов далёких гор» (1980) фильм «Семья» образует так называемую «трилогию о Тамико», роль которой исполнила во всех трёх фильмах актриса Тиэко Байсё. Все три фильма объединяет тема переселения на север, а также образ сильной героини, символизирующей страдания, выносливость и мудрость японской нации. Не случайно выбор режиссёра пал на имя Тамико для героини – буквально оно означает «дитя народа».

*Фильмы демонстрируются на японском языке с устным переводом на русский язык, несколько фильмов будут показаны с русскими субтитрами.
*Обратите внимание, что в этом году стоимость билетов на все сеансы, кроме первого: 100 рублей. Вход на сеанс 21 февраля свободный (открытие кинофестиваля).

Подробности

Начало:
21.02.2020 @ 19:00
Окончание:
26.02.2020 @ 20:50
Стоимость:
Бесплатные - 100рублей
Мероприятие Category:
Мероприятие Тэги:

Организатор

Киноцентр «Родина»
Веб-сайт:
rodinakino.ru