Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

  • Это Мероприятие прошло.

Ретроспектива фильмов Хироси Тэсигахара

Февраль 16 @ 19:00 - Февраль 21 @ 21:25

| Бесплатные

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» представляют ретроспективу японского режиссёра — Хироси Тэсигахара.

 Хироси Тэсигахара родился в 1927 году в семье Софу Тэсигахары – знаменитого мастера цветочной аранжировки, основателя собственной школы икэбаны Согэцу.

В 1953 году Тэсигахара снял свой первый документальный фильм. Это была короткометражная лента о великом японском художнике Хокусае. После работы над фильмом «Хокусай» Тэсигахара укрепляется в желании посвятить свою жизнь кинематографу. Первый полнометражный игровой фильм Тэсигахары «Западня» (1962) повествует о серии загадочных убийств в шахтёрском городке на острове Кюсю.

Иногда в картинах Тэсигахары мы находим прямые цитаты из фильмов Камэи. Сентиментальные нотки, свойственные фильмам старшего поколения кинематографистов, Тэсигахара отвергал и видел мир более сложным, объёмным, трагичным. Важным этапом в карьере Тэсигахары стала его собственная поездка за границу. Посетив в 1959 году Америку и европейские страны, Тэсигахара впервые воочию увидел произведения искусства, с детства вдохновлявшие его воображение, и даже лично познакомился со своим кумиром – Сальвадором Дали.

Рассуждая о творчестве Тэсигахары, невозможно отдельно не сказать о его плодотворном сотрудничестве с японским писателем Кобо Абэ (1924-1993). Именно он был автором сценариев наиболее известных полнометражных игровых картин режиссёра. Фильмы «Западня» (1962), «Женщина в песках» (1964), «Чужое лицо» (1966), «Сожжённая карта» (1968) были результатом их творческого тандема. Одной из вершин их творчества стала картина «Чужое лицо», главный герой которой в результате страшной аварии лишился своего лица и вынужден скрывать увечья под многослойными бинтами.

В последние годы жизни Тэсигахара занимался не только кинематографом, икэбаной и гончарным делом, но и каллиграфией, поставил несколько пьес для театра Но, работал в опере. В 1992 году он стал обладателем Медали почёта с пурпурной лентой, присуждаемой японским правительством деятелям культуры за заслуги и достижения в области науки и искусства.

Расписание показов:

16 февраля в 19:00 – «Западня», Otoshiana, реж. Хироси Тэсигахара, Япония, 1962, 97 мин., 18+

На взгорье расположилось небольшое деревенское кладбище. Из-за могильных плит осторожно выглядывает человек в белоснежном костюме. Он наблюдает за тем, как работают двое шахтёров и непрестанно делает фотографии. Через некоторое время одного из этих шахтёров приглашают поработать «на особых условиях», снабдив его специальной картой местности. На новом месте работы, куда герой фильма приезжает с маленьким сыном, очень скоро выясняется, что шахта закрыта, жители посёлка куда-то исчезли, и их дома стоят пустыми. Лишь на краю посёлка одинокая женщина приторговывает сладостями и детскими игрушками. Герой недоумевает, в чём дело, а человек в белом продолжает следить за ним…

Кадр из фильма «Западня»

17 февраля 21:00 – «Женщина в песках», Suna no onna, реж. Хироси Тэсигахара, Япония, 1963, 123 мин., 18+

Школьный учитель, увлекающийся энтомологией, приезжает из Токио в глухую провинцию у моря, чтобы разыскать в здешних песках редкую породу жука из семейства жужелиц (Cincidela japana). Гостиниц поблизости нет, и герой принимает совет местных жителей остановиться на ночлег в доме одинокой вдовы. По верёвочной лестнице мужчина спускается в глубокую яму, где расположился дом хозяйки. Это ветхое сооружение без электричества, отопления и воды, в котором всё зарастает плесенью, а на голову постоянно сыплется песок. Герой шокирован такими условиями, но вынужден терпеть тяготы походной жизни. Утром обнаруживается, что верёвочная лестница, по которой мужчина спускался вниз, исчезла – теперь он в западне.

Энтомолог-любитель стал лёгкой добычей для местных жителей. Песок засыпает их дома, и чтобы деревня не погибла, нужна рабочая сила. Сначала герой сопротивляется, пытается бежать. Он не может понять, почему жители просто не покинут это гиблое место. Но как ни парадоксально, вскоре он сам начинает втягиваться в новую жизнь. К концу фильма мы уже не знаем, выберет ли он свободу, или по собственному желанию проведёт остаток жизни в песочной яме, в объятиях тёмной деревенской женщины.

Кадр из фильма «Женщина в песках»

18 февраля в 21:00 – «Чужое лицо», Tanin no kao, реж. Хироси Тэсигахара, Япония, 1966, 124 мин., 18+

Во время осмотра нового завода инженер Окуяма получил серьёзные ожоги и фактически лишился лица. Свои увечья он скрывает под многослойными бинтами, которых не снимает даже дома. Несчастный случай сделал героя мнительным. В глазах жены он видит страх и отвращение. От его постоянных нападок и резких высказываний страдают окружающие.

На приёме у врача Окуяма узнаёт, что современные технологии позволяют сконструировать специальную маску, которая будет в точности имитировать цвет и текстуру человеческой кожи. Единственное условие врача – не прерывать общение, регулярно давать отчёт о своей новой жизни. Врач хочет знать, насколько новое лицо изменит характер героя, его привычки, манеру держаться. Предупредив коллег и начальство, что его отсутствие на работе будет продолжительным, герой поселяется на съёмной квартире и полностью обновляет свой гардероб. Главная цель этого маскарада – отомстить жене, соблазнив её под видом незнакомца.

Параллельно разворачивается другая история – о молодой девушке, изувеченной в результате атомной бомбардировки г. Нагасаки. Девушка живёт с братом и часто навещает пациентов психиатрической лечебницы для бывших военных. С больными ей легче смириться со своей собственной травмой, чем в окружении здоровых людей. Возможность романтической любви кажется ей навсегда потерянной, и девушка решается на отчаянный поступок.

Кадр из фильма «Чужое лицо»

19 февраля в 19:00 – «Летние солдаты», Samâ sorujâ, реж. Хироси Тэсигахара, 1972, 107 мин., 18+

Идёт война во Вьетнаме. На острове Окинава, в южной части японского архипелага, находятся многочисленные военные базы США. Остров стал основным перевалочным пунктом между США и зоной конфликта, что сделало Японию если не участником, то невольным пособником в войне, вызывавшей протесты во всем мире. Массовым явлением в те годы стало дезертирство американских солдат.

Бежал с военной базы и молодой человек по имени Джим, мечтающий о карьере музыканта и потрясённый увиденным во Вьетнаме. Скрыться ему помогает проститутка по имени Рэйко. В Токио специальная некоммерческая организация направляет его на попечение японской семьи, однако жить в чужом доме всегда нелегко, особенно без знания языка. Многочисленные благодетели Джима рады почувствовать себя «борцами за справедливость», но не проявляют к нему человеческого участия. Джим отправляется автостопом в Киото – старую столицу Японии, но и там он оказывается совершенно одинок. Только благотворительные организации продолжают настойчиво предлагать ему свои услуги. Джим возвращается на Окинаву, чтобы бороться за свои убеждения открыто.

Название фильма было навеяно знаменитым высказыванием американского писателя и философа Томаса Пейна. Во время Войны за независимость (1776-1783) он создал цикл агитационных памфлетов «Американский кризис», вдохновлявших американских солдат на борьбу с Великобританией. Один из памфлетов гласил: «Настали времена испытаний для человеческих душ. Боец летней кампании (summer soldier) и патриот ясной погоды (sunshine patriot) в критические моменты будет уклоняться от службы своему отечеству. Но те, кто упорно стоит за свою страну, достойны любви и благодарности каждого мужчины и каждой женщины». В фильме Тэсигахары «летними солдатами» оказываются не только американские дезертиры, но и их японские покровители.

Кадр из фильма «Летние солдаты»

20 февраля в 19:00 – «Рикю», Rikyu, реж. Хироси Тэсигахара, 1989, 135 мин., 18+

Первое обращение режиссёра Тэсигахары к историческому жанру в кино стало размышлением об отношениях художника и власти. Картина повествует о жизни Сэн-но Рикю (1522-1591) – великого мастера чайной церемонии, гончарного дела, искусства икэбаны. Именно усилиями Рикю эстетика «скромной простоты» стала основопологающей для большинства традиционных искусств Японии. В современной Японии существует три школы чайной церемонии (Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ) – и все они берут свое начало от имени и учения Сэн-но Рикю.

Благодаря своему таланту и уму, Рикю снискал расположение многих властителей средневековой Японии. Среди его учеников был Ода Нобунага (1534-1582) – один из первых объединителей страны, раздробленной в XV-XVI веках на множество враждующих между собой мелких княжеств. Это было время больших возможностей для сильных и прагматичных людей. После гибели Ода бразды правления перешли к его вассалу Тоётоми Хидэёси (1537-1598). Низкого происхождения (то ли из беднейших самураев, то ли из крестьян), неказистой внешности, за что в народе его прозвали обезьяной, жестокий и мстительный, прозорливый и хитрый, он стал одним из величайших правителей Японии. Своим врагам он отрезал уши и носы, а врагами могли стать и самые близкие. Хидэёси не обладал ни вкусом, ни изысканными манерами, но горячо желал быть окружённым аристократами и слыть покровителем искусства. Талант Рикю восхищал и одновременно пугал амбициозного и преисполненного психологическими комплексами правителя. С завистью и подозрением относились к Рикю другие приближённые тирана. Даже ученики Рикю были им недовольны и обвиняли в лицемерии, но сам он до конца пытался остаться верным своему дару и своей совести.

Сценарий для фильма был создан на основе романа Яэко Ногами «Хидэёси и Рикю» (1964). Образ гордого и независимого художника навеян также исследованием учёного, теоретика и эссеиста Киётэру Ханада «Люди японского Ренессанса» (1974).

Красочные костюмы фильма были созданы Эми Вада – обладательницей премии Оскар за свою работу в фильме Акиры Куросавы «Ран» (1985).

Кадр из фильма «Рикю»

21 февраля в 19:00 – «Басара – княжна Го», Gô-hime, реж. Хироси Тэсигахара, 1992, 142 мин., Япония, 18+

Этот фильм продолжает тему отношений художника и власти, поднятую в исторической драме «Рикю» о великом чайном мастере Сэн-но Рикю и феодальном правителе Тоётоми Хидэёси. Главный герой фильма – ученик Рикю – Фурута Орибэ. Как и его учитель, Орибэ был близок ко двору . На его глазах росла приёмная дочь правителя – княжна Го. Несмотря на то, что Го достигла возраста невесты, она одевалась как мальчишка и мастерски стреляла из лука. А всё потому, что у Хидэёси не было наследников, и девочку воспитывали как будущего самурая.

После смерти Рикю для устрашения народа его отрубленную голову выставили в центре Киото на всеобщее обозрение, как это обычно делали с казнёнными преступниками. Зная, сколько страданий это приносит родственникам Рикю, княжна Го принимает решение выкрасть голову учителя. Помогает ей в этом слуга Орибэ по имени Усу. Он относит голову Рикю к его дочери Огин, но зрелище потрясает её настолько, что на глазах Усу она совершает самоубийство. Теперь Усу вынужден бежать из Киото.

Кадр из фильма «Басара – княжна Го»

Ещё при жизни Тоётоми Хидэёси у него появился сильный противник – Токугава Иэясу, ставка которого находилась на востоке страны, в Эдо (будущий Токио). В 1600 году, в решающей битве при Сэкигахаре, Западная коалиция преемников Хидэёси терпит поражение. Муж княжны Го сослан в ссылку на остров Якусима, погибли в этой войне и двое сыновей Орибэ. Несмотря на это, Орибэ вынужден стать наставником нового правителя, ведь Иэясу тоже ценит чайную церемонию.

Спустя годы судьба вновь сталкивает Орибэ, его бывшего слугу Усу и княжну Го, которая к этому времени приняла христианство, широко распространившееся в Японии со второй половины XVI века. Токугава Иэясу видит в иноземной религии серьёзную угрозу своему правлению, что ставит Орибэ в трудное положение, так как в его круг входит много христиан. Как некогда его учитель Рикю, Орибэ получает приказ совершить ритуальное самоубийство харакири, однако он выбирает сопротивление.

Более подробная информация  представлена на сайте киноцентра «Родина». Вход на показы свободный!

Подробности

Начало:
Февраль 16 @ 19:00
Окончание:
Февраль 21 @ 21:25
Стоимость:
Бесплатные
Мероприятие Category:
Мероприятие Тэги:
, , ,

Место проведения

Киноцентр «Родина»
Караванная, 12