BritFest 2018: Британская анимация. Дайджест

Если вы зададите в интернет-поиске комбинацию “британская анимация”,то сразу столкнётесь с текстом о новаторстве, самобытности стиля и уникальности подобной мультипликации.

Современные мультфильмы, это одно из интереснейших явлений в авторской анимации, а может, и вообще в кино. Мы увидим совершенно разные работы, не объединенные ни эстетикой, ни какими-то навязчивыми темами. Будет все: от простого минималистичного рисунка до шикарного и эффектного компьютерного кино. Сложное сочетание игровых и анимационных техник. Разнообразные технологические эксперименты. Вы — то в картиной галерее, то на просмотре сложного триллера, то наблюдаете за сеансом психотерапии, посредством рисунков и пластилиновой кукольный мутации.

Культурный шок и восторг от просмотра обеспечен. И словосочетание “мультипликационный от кутюр” к британской анимации применим не зря. Рассмотрим несколько работ из представленного дайджеста на 19-м Фестивале Нового Британского кино.

“Вещи, которые можно делать длинными руками” или второе название “Ты, но лучше!” (Things You Can Do With Extendable Arms)
Великобритания, 2 минуты
Режиссёр: Лука Паулли

В ярком переплетении красок мы видим молодёжь. Персонажи катаются на скейтах, делают селфи (что с необычной длиной рук делает фото несомненно удачным), выполняют разную работу. Новые сверхспособности дают ощутимый результат, и жизнь становится ярче и удобнее!

“С меня хватит” ( Enough)
Великобритания, 2017 год, 3 минуты
Режиссёр: Анна Манцарис

Фильм о потере самообладания, но с каким тонким, острым юмором режиссер показывает нам ситуации. Это необычный ситком из нервных срывов, которые мы постоянно сдерживаем в себе. И как мастерски и оригинально автор даёт нам рецепт борьбы со стрессом. Возможно, зритель даже воспользуется неким примерами (это я об опоздании на автобус, конечно, остальное слишком радикально!)

“Не думай о розовом салоне” ( Don’t think of a Pink Elephant)
Великобритания, 2017 год, 8 минут
Режиссёр: Серайя Раджа

Лайла ежедневно борется с импульсивными желаниями, пока не встретится лицом к лицу со своими самыми глубинными страхами. Её фобия — острые предметы. Брат решил пошутить и запер девушку в доме соседа, где в изобилии находятся острые предметы. Выбор один: или спасти кота, или совершить то, от чего она бежит всю жизнь.

Это настоящий триллер. Грань понятия мультипликации стирается мгновенно, так как выстроен сюжет в рамках саспенса. И зрителю самому становится страшно в финале. Детализация фрагментов, чёткая предметная линия. Тут нет ничего лишнего и каждый кадр играет. За 8 минут вы переживете весь спектр эмоций. И, к счастью, ни одно животное не пострадает!  Фильм получил премию “Аудиомонтажёры кино”.

Кадр из фильма «Не думай о розовм салоне»

“Мир тела” (Body Word)
Великобритания, 2017 год, 7 минут
Режиссёр: Китти Фейнгольд

Каково было бы осознать, что ты лишь плод чужого воображения? “Мир тела” касается философского экзистенциального ужаса, размывает границы между сном и реальностью и показывает место, где тело встречает разум. Все оттенки розового предложит нам автор. Этот цвет, кстати, очень часто используется в английской анимации. Девушка оказывается в странном мире, где гигантские предметы (зеркало, помада, расческа) — ожившие розы. Женщина — гигант. Персонаж потерян в этой реальности. Страх, дрожащие колени превращаются в вибрацию кадра, где теряется все. И смысл происходящего и сама героиня. Кто мы в этой вселенной? Ответ не найден.

Награды и фестивали:
Лондонский кинофестиваль — мировая премьера
Международный фестиваль анимационного кино в Анси — участник программы.

“Тенд” (Tend)
Великобритания, 2018 год, 8 минут
Режиссёр: Том Джадд

Фильм рассказывает историю мирной жизни отца и дочери в лесу до тех пор, пока однажды их семейная идиллия не дала трещину. Пытаясь изо всех сил поддержать огонь, отец теряет из вида то, что действительно важно. Сильная геометрия рисунка. Острые углы. Необычайная сила Тенда, который будучи дровосеком, руками может вырвать дерево с корнем. Он огромен. Высотой с дерево. Его дочь, наоборот, на контрасте маленькая и беззащитная. Можно разрушить все, в жажде какой-то нелепой Иллюзии, а сохранить самое главное, любовь, семью порой очень трудно.

“Я снова танцую…” ( So I Danced Again…)
Великобритания, 2017 год, 5 минут
Режиссёр: Лотти Кингслейк

Фильм об умении слушать. Это поиск смысла, танец в нашем хаотичном мире важных и бессмысленных звуков.

Вы видели кардиограмму звука? Она тут. Автор досконально воссоздает в рисунке все то, что произносится на экране. Здесь звучание намного важнее картинки! Сам танец, его графическое изображение, мы увидим только в конце мультфильма. И это будет нужная пауза после всего анализа услышанного.

Мультфильм участвовал в  Независимом кинофестивале в Барселоне.

“Мальчик-рыба” (Fishboy)
Великобритания, 2018 год, 9 минут
Режиссёр: Анита Брювер

Мальчик-рыба живёт в темноте, постепенно поглощаемый чувством вины за своё прошлое. Его подруга Лаура — единственный луч надежды в этом тёмном мире. Но, несмотря на все усилия, прошлое продолжает его преследовать, в конечном итоге подвергая их обоих опасности. Однажды он спас рыбу, выброшенную волной на берег. Спас просто. Столкнул её обратно в воду. Но при этом событии присутствовала подруга мальчика, у которой начинается эпилептический припадок. Она бьётся в судорогах на берегу и также напоминает трепыхания выброшенной рыбы. Мальчик поступает также. Шок в зрительном зале и попытка разобраться, что стало с героями дальше. А, дальше вихрь болезненного чувства вины, показанный с помощью шерсти, клубков войлока. Видя уже девушку, а не девочку закрадывается мысль, что ребёнок выжил. Но мальчик выбраться из стрессовой ситуации не смог. Он рыба. Он будет жить в этом беспокойном океане вины навсегда. И надежду автор не дает.

Кадр из фильма «Мальчик-рыба»

“Давление в кабине” ( Cabin Pressure)
Великобритания, 2017 год, 3 минуты
Режиссёр: Мэттью Ли

Человек, одержимый правилами и безопасностью, вынужден пересмотреть свои взгляды, когда обычный полёт выходит из-под контроля.

Снова игрушки из войлока. Обаятельные, харизматичные и со своим характером. Глоток английского юмора и позитива. Можно немного выдохнуть и посмеяться.

“Барбекю” (Barbeque)
Великобритания, 2017 год, 6 минут
Режиссёр: Дженни Джокела

“Барбекю” — это глубокая работа о том, как справиться с посттравматическим стрессовым расстройством. В фильме изображены чувства и переживания, которые бывает слишком сложно или болезненно выразить словами, а также цикличный процесс борьбы с этим недугом.

Вот тот случай, когда ты сидишь вжавшись в кресло и полностью ошарашен видением автора. Это не то, чтобы шок, но впечатления очень сильные. Скорее это надо один раз увидеть, чем читать об этом. Возможно, употреблю термин “терапевтического “ эффекта от просмотра для  людей, страдающим какими-либо последствиями трагедий. Это имеет право на существование.

Награды и фестивали:

Международный фестиваль анимационного кино в Анси — участник программы.

[O]

Великобритания, 2017 год, 7 минут
Режиссёр: Марио Радев, Кьяра Сгатти

Фильм изображает природные циклы, полностью основанные на звуковой частоте и вибрации. Вновь звук превалирует над всем действием. Абсолютно фантазийный мир. Может, даже где-то постапокалиптический. круговорот частиц в неизвестной природе.

Награды и фестивали:

Кинофестиваль  “Сандэнс” — участник программы
Международный фестиваль анимационного кино в Анси — участник программы.

“Микрорайон” (Microdistrict)
Великобритания, Болгария, 2017 год, 4 минуты
Режиссёр: Ивелина Иванова

Болгарская студентка британской киношколы снимает фильм о родной городской среде. Она исследует отношения между человеком, архитектурой и природой в контексте болгарских постсоциалистических жилых кварталов.

С этой работы начался дайджест. Рисунок с вкраплениями пятен цвета. Тут же реальные фотографии. Озвучка мегаполиса. Цельности нет. Это как выдернутая часть огромной повседневной жизни. Нет начала и нет конца. Вы даже не поймете, где был конец мультфильма, но может это и не конец?

“Неодушевлённое”( Inanimate)
Великобритания, 2018, 8 минут
Режиссёр: Люсия Булгерони

Мировая премьера состоялась на Каннском  кинофестивале. Очень сильная работа режиссёра Люсии Булгерони. После этого мультфильма  меняется отношение ко всему жанру анимации и людям, воссоздающим этот мир.

Катрин ведёт самую обычную жизнь, с нормальной работой и счастливыми отношениями до тех пор, пока однажды утром она не проснётся и не увидит свой мир таким, какой он есть на самом деле.

Смешение реальных кукольников и их героев. Маленькая смерть персонажа и возрождение. Потрясающие цитаты (“Какой-то диалог о работе” и т.п.) Иллюзия жизни вокруг нас и истинные ценности.

Кадр из фильма «Неодушевленное»

“Я в порядке”( I’m OK)
Великобритания, 2018 год, 6 минут
Режиссёр: Элизабет Хоббс

Мультфильм основан на реальных событиях. В 1917 году австрийский художник, Оскар Кокошка, находился в госпитале с ранением и контузией, полученными в ходе Первой мировой войны, а также разбитым сердцем в результате окончания своего известного на весь мир романа с Альмой Малер.

Очень музыкальный фильм. Арии из опер Вивальди. Персонажи до конца не прорисованы. Дежавю в финале. Возврат на круги своя. Вопрос: «А если была бы смерть?» И все это за 6 минут!

Награды и фестивали:

Эдинбургский международный кинофестиваль — премьера.

“Обличение”( Facing It)
Великобритания, 2018 год, 8 минут
Режиссёр: Сэм Гейнсборо

Пока Шон с нетерпением ждёт встречи в местном пабе, он вынужден проанализировать свои негативные воспоминания о неудавшихся отношениях с родителями.

Страшный, жуткий даже, мультфильм, так как трансформация лиц героев и все скрытые переживания нам показаны в жанре гротеск и мутации. Лица стекают, трескаются, словно высохший камень, а постоянные переключения в прошлое героя выглядят, как фильм ужасов. По сути, это фильм об одиночестве. О попытке, наконец, высказаться! И признать ошибки.

“Ежедневная беседа”(A Daily Chat)
Великобритания, 2017 год, 5 минут
Режиссёр: Чен-су Чун

Это бессмысленный разговор. Когда влюблённые строят отношения, то наполняют каждый момент тишиной, шёпотом, смехом и криками.

Эротика где-то пошлая, где-то бессмысленная, может, не нужная. Смысловой нагрузки нет. Фразы “Я люблю” тонут в линиях карандашом на белой бумаге. Просто. Без смысла. Обычный разговор.

“Счастье” (Happiness)
Великобритания, 2017 год, 5 минут
Режиссёр: Стив Каттс

Блестящая аналогия жизни на Земле. Фильм рассказывает историю неумолимого стремления грызунов к счастью и полноте жизни. Всё на фоне музыки Жоржа Бизе из “Кармен” и Эдварда Грига (“Утро”). Блестящие переходы сюжета, конечно, это не крысы. Это все мы. В беспощадной гонке за счастьем и выживанием. А финал только один.

Подводя итог этого потрясающего анимационного опыта, сказать можно одно. Это новаторство. Это не просто жанр анимации, это искусство. Многогранное. Символичное. Яркое. Очень глубокое и осмысленное. Синтезированное и запоминающееся. Вы приходите уже не на мультфильм, а на однозначно что-то новое, за которым будущее мультипликации.

Текст: Анастасия Белякова.