Тимур Бекмамбетов про формат кино — screen life
10 июня на фестивале «Старкон» известный режиссер и продюсер, Тимур Бекмамбетов, представил свой новый продюсерский проект — детективный триллер «Поиск». Премьера фильма состоялась более чем за 3 месяца до официального выхода в российский прокат. В кинотеатрах картина появится 27 сентября этого года. Лента снята в инновационном формате — screen life. Во время Q&A сессии, которая прошла сразу после показа фильма, продюсер рассказал, что же это за такой формат и как он появился, а также ответил на вопросы зрителей «Старкона». Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные моменты беседы.
— Как появилась идея создания формата?
— Я разговаривал по телефону со своей коллегой-продюсером, Ольгой Хариной, и во время разговора она мне показывала постер будущего фильма, кажется, это были «Елки». Закончив разговор, она забыла отключить «screen share». Я видел ее экран, а она продолжала мне рассказывать про рекламную кампанию фильма, при этом я видел, как она посылает письма друзьям, покупает какие-то продукты, какие-то очень личные ее вещи. Я не смог отключиться и сказать ей сразу же, что я все вижу. Я просто какое-то время небольшое, секунд 30 или минуту примерно, наблюдал за ней. И это меня, естественно, навело на мысль о том, что так глубоко внутри человека я никогда не оказывался. Ни одно кино, даже самое великое, которое я видел, не позволяло мне так глубоко погрузиться в душу человека. Дальше я стал наблюдать за подобными процессами. Есть много на «Youtube» скрин-каста, много смс-переписок хранится в интернете, и наблюдая за этим, я понял, что чтобы рассказать про жизнь сегодняшнего героя, необходимо заглянуть в его экран.
Кадр из фильма «Поиск»
Другого способа просто нет, потому что мы сегодня живем на экранах, мы совершаем поступки, влюбляемся, ссоримся, принимаем трудные решения — это все видно на экранах. […] Вот я стою с микрофоном и что-то говорю, но на самом деле могу ограбить банк сейчас, потому что я умею или умел бы это делать и т.д. Видя, что к вам заглядывают в экран телефона, вы пытаетесь его скрыть, отвернуть, потому что там вы настоящие.
И идея первого фильма, назывался он «Убрать из друзей» была именно в том, чтобы рассказать о жизни человека и о том, что происходит в мире, показывая экраны героев. Фильм вышел в 2015 году, никто не верил, что это будет кому-нибудь интересным. В Голливуде мне все говорили: «Ну кто придет в кинотеатр смотреть на экран своего компьютера, да еще и деньги за это заплатит? Это же неинтересно! Мы и так устали от наших экранов» и т.д. Костный менталитет больших студий. Они не поверили. Но мы сделали фильм, благо есть такой продюсер Джейсон Блум («Одержимость», трилогия «Судная ночь», Мученицы», «Прочь», «Астрал» — прим. ред.), который поверил в нас, помог выпустить фильм через «Universal» (в России фильм выпускали «Двадцатый век Фокс» и «Базелевс» — прим. ред.). И в результате фильм, который стоил меньше миллиона, я не могу сказать, сколько он стоил, но в общем смешные для Голливуда деньги, собрал 65 миллионов долларов в мировом прокате и стал одним из 20 самых выгодных в истории Голливуда. Просто потому что он мало стоил.
Дальше мы решили, что снимем больше таких фильмов, на сказали, что это бессмыслица: один фильм — это нормально, а второй никто смотреть не будет, потому что он похож на первый; это повтор, никакого успеха у нас не будет, и люди не захотят смотреть второй. В общем, мы сняли 7, из них два студии купили: один это «Поиск», который купила компания «Sony» и выпускает по всему миру, второй — продолжение «Убрать из друзей: Dark Web», и он выходит одновременно с «Поиском» в Америке. И у нас еще лежат 5 и ждут своей очереди.Один из них это российский фильм Романа Каримова. Называется он «Днюха». По типу «Мальчишника в Вегасе», но тут дело происходит не в Лас-Вегасе, а в интернете. Молодой человек просыпается рано утром и не помнит, что с ним было ночью, потому что он был на дне рождения. Есть у него невеста, которая ждет его, а интернет полон разных ужасов, которые с ним случились этой ночью. Он пытается понять, что произошло, и их удалить.
Кадр из фильма «Убрать из друзей»
Мы называем этот жанр, вернее не жанр, а формат киноязыка — screen life, на котором, как вы догадываетесь, могут быть рассказаны самые разные истории. Сейчас у нас в производстве фильм «Ромео и Джульетта», где мы находимся на экранах героев и переживаем их эмоции. Закончив эти 7 фильмов, которые сейчас находятся в периоде подготовки к прокату, мы запускаем еще 14 проектов, среди них 10 — фильмов и 4 — web-сериала. Сейчас проходит конкурс «Screen Life Contest», где мы принимаем заявки. Теперь у нас есть контакты с дистрибьюторами и инвесторами, которые поверили в нас, и на волне этого успеха мы можем запускать более-менее убедительных режиссеров и молодых кинематографистов.
— В фильме «Поиск» есть разные жанры: хоррор, детектив, комедия. Вы не боялись смешивать их?
— Нет-нет, вы смеялись (имеется в виду аудитория «Старкона» — прим. ред.), потому что вы узнавали себя, что вы так же делаете, так же набираете пароль, ошибаетесь. Это просто признак того, что мы знаем зрителя и говорим с ним на одном языке. Там не было никакой комедии. Это триллер, он, в принципе, страшный, напряженный. Это детектив. Я уверен, что до конца мало кто догадывался, куда делась дочка. Но смех — это знак контакта с этим миром, это признак того, что вы его понимаете, вы сочувствуете героям, они вам близки.
— Как работать с актерами в таком формате?
— Работать с актерами сложно, потому что они одновременно являются и актерами, и операторами, иногда сценаристами, потому что они могут импровизировать. Это другое, и им нужны иные навыки. Они обучаются. Вот замечательный актер, Джон Чо, просто гениально сыграл этого отца (фильм «Поиск» — прим. ред.). Я думаю, с хорошим актером проблемы не будет. Но им тяжело работается еще потому, что дубли длятся по 8 минут. Почти нет монтажных склеек. Часто нет. Но в этом фильме есть, а вот в «Профиле» не было склеек.
Кадр из фильма «Профиль»
— Вы выступали в этом фильме [«Поиск»] как продюсер?
— Да.
— То есть вы не участвовали в съемочном процессе?
— Нет. Ну участвовал, но косвенно. Там был режиссер, Аниш его зовут, он долгое время делал рекламные ролики для «Google». Соответственно стиль вы можете узнать — если вы видели рекламу «Google», то она сделана в этой же самой стилистике. Я ничего не подсказывал режиссеру, но, возможно, вдохновлял своим примером, потому что в это время снимал другой фильм. Называется он «Профиль». Он выйдет после этого фильма и в таком же формате.
— Какой посыл у данного фильма?
— То, что вы поняли, именно то, я и хотел сказать (смеется). Мы хотели сказать, что мир очень изменился. Мир, в котором мы живем, другой. Последние лет 10. И все, что касается онлайн-жизни — это страшно и опасно. Словно когда городские люди попадают в темный лес, мрачный. То же самое и интернет — мы не знаем, что там происходит. Ты не знаешь, с кем ты говоришь. Ты думаешь, что это «за деревом, в кустах» — заяц, а там — волк, и ты никогда не понимаешь, с чем ты имеешь дело. В жизни реальной у нас есть множество правил, которым мы следуем. В Интернете правил пока еще нет, они только формируются. Сейчас там опасно. И, мне кажется, что если все убрать, то за этим за всем стоит именно это. Ощущение не страха, а тревоги, напряжения.
Кадр из фильма «Поиск»
— Вы считаете, что этот формат уже более-менее устоялся?
— Нет, он развивается, и каждый режиссер приносит что-то свое. Если взять «Убрать из друзей» и этот фильм, то их делали разные кинематографисты, и каждый делает свой акцент в этом киноязыке.
— Появятся ли мультфильмы в этом жанре?
— Уже делаются. Скоро вы увидите. Называется «Мультинтернет», и это будут маленькие комедийные наброски.
— Как вы думаете «screen life» станет инструментом или породит новый жанр?
— Не жанр, слово неправильное. Жанр — это комедия, трагедия, детектив. Это новый язык кино, потому что объектом исследования является не физический мир, а виртуальный, и мы теперь живем в двух мирах. Шесть часов — в физическом, с друзьями сидите рядом, а шесть — перед своим телефоном и живете в другом мире. Это два разных мира, и мы декларируем этим фильмом, что это правда другой мир. Мы сознательно не снимаем обычной камерой. Можно было мешать, но мы решили этого не делать.
— Сменит ли этот формат привычный?
— Конечно, нет. Смотрите, вбегает человек в маске в банк, кричит: «Деньги на стол! Я вас сейчас всех перестреляю!» Все падают, отдают ему деньги, он убегает. Прежние форматы устарели, и язык кино традиционный не может рассказать современных историй, потому что сегодня ограбление банка — это человек с телефоном заходит через сеть в систему банка, переводит деньги на счет друга в Африку. Это сегодняшний сюжет ограбления банка, а кинематографисты по-прежнему продолжают снимать людей в масках, бегающих с автоматами.
Тимур Бекмамбетов и исполнители главных ролей в фильме «Профиль» на пресс-конференции в Берлине. 2018 год. Лента получила главный приз в секции «Панорама»
— Производство такого фильма занимает меньше времени?
— Да, оно по-другому распределяется. Фильм снимается максимум 10 дней, но постпродакшн длинный. Но сейчас он сокращается, потому что придумали технологические инструменты, которые позволяют сильно сокращать этот период.
— Вид от лица веб-камер снят на профессиональные камеры и потом наложены фильтры или снят он на реальные веб-камеры?
— В разных фильмах используются разные технологии.
— Конкретно в «Поиске».
— Здесь использовались камеры Go Pro. В фильме «Профиль», который я делал, там реальные камеры. Это в зависимости от стиля и языка фильма. Вот здесь более стильно, гламурно выглядит, а где-то более натурально.