16-й Фестиваль немецкого кино в Москве: рецензия на фильм «Террор — приговор выносите вы»

На показе фильма «Террор — приговор выносите вы» с Ларсом Айдингером в рамках 16-го Фестиваля немецкого кино в Москве зрительный зал был забит под завязку — аншлаг! Все билеты проданы, зрители сидели даже на дополнительных стульях по краям. Огромный успех для фильма, который, к тому же, демонстрировался на языке оригинала с субтитрами.

Экранизация пьесы — всегда непросто. Кино в большей степени опирается на действия, на визуальные выразительные средства. Театр же больше связан со словом. Как снять действо без действия? Историю, которая происходит в одном помещении, с ограниченным количеством героев и опирается только на диалог для развития сюжета? Сложно, очень сложно. Но Ларс Крауме справился с этой задачей. Смотреть «Террор» совсем не скучно и даже волнительно.

Кадр из фильма «Террор — приговор выносите вы»

Фильм по пьесе Фердинанда фон Шираха, «Террор», повествует о судебном процессе над военным летчиком Ларсом Кохом, который не подчинился приказу начальства и сбил пассажирский самолет, захваченный террористами для того, чтобы обрушиться на переполненный людьми футбольный стадион. Все пассажиры на борту погибли — 164 человека. За неповиновение приказу и убийство невинных людей пилот предстает перед судом. Адвокат же пытается убедить присяжных, что его подзащитный сделал правильный выбор и спас 70 000 человек.

Этот момент отражен в первой части названия картины. Что же касается второй половины, то она относится к необычной вовлеченности зрителей в судьбу подсудимого. На входе в зрительный зал каждый получает карточки «виновен» и «не виновен». После просмотра показателей всех свидетелей и выступления обвиняющей и защищающей сторон, делается пауза, и зрители голосуют за то, какой приговор должен быть вынесен главному герою. После подсчета голосов выносится вердикт и показывается соответствующая концовка фильма. Таким образом зрители чувствуют себя ответственными за то, что случится с героем, и вовлеченность в сюжет возрастает в несколько раз.

Кадр из фильма «Террор — приговор выносите вы»

Возможно, благодаря именно этой хитрости создателей фильма, этой необычной интерактивности, зритель смотрит фильм с особым вниманием. Потому что он знает, что в итоге ему придется сделать выбор в пользу того или иного исхода событий. Это достаточно сложно — сохранять внимание, когда на экране, по сути, происходит очень мало, следить за непрерывными диалогами (тем более на незнакомом языке). Но зритель идет на это, потому что с самого начала чувствует свою ответственность, знает, что именно ему придется вынести приговор. Об этом его предупреждают не только организаторы показа, но даже сами герои фильма: в самом начале судья обращается прямо в камеру и предупреждает зрителей о том, что им предстоит увидеть и сделать.

Но это не единственная хитрость, к которой прибегают авторы, чтобы повлиять на зрителя. Кино вообще обладает большим спектром средств манипуляции зрительским вниманием и мнением. Например, театр никогда не приблизит зрителя к актеру настолько, чтобы было заметно, как дрогнул уголок его рта или взгляд на мгновение опустился вниз. Здесь все участники процесса получают свою порцию крупных планов, и порой малейшие изменения в мимике (без сомнения тщательно продуманные режиссером и воплощенные актерами) выдают их самые потаенные эмоции. Также зрителю дает огромное преимущество возможность наблюдать за процессом с разных ракурсов. Все герои на экране сохраняют свои места, их перемещения минимальны. И только зритель, находясь «за камерой», может ходить по всему залу заседаний, подходить к участникам так близко, как захочет, замечать, что творится у героев за спиной. Все это делает зрителя совсем не тем беспристрастным слушателем судебного заседания, каким его просят быть, но вполне продуманным «орудием» в руках режиссера, оператора, актеров, которые умело манипулируют его эмоциями.

Кадр из фильма «Террор — приговор выносите вы»

В защиту авторов фильма хочется отметить, что они практически не пользуются самым эффективным оружием в завоевании зрительских симпатий — музыкой. И все же в фильме есть короткий момент, когда нас намеренно погружают в субъективный мир главного героя. В миг сильнейшего сомнения пилота, звук в фильме становится глухим и неразборчивым, речь других героев сливается в неразличимый гул, мы же вместе с героем погружаемся в смятение, которое охватило его. Что это, если не хитрый прием со стороны режиссера, который хочет заставить зрителя проассоциировать себя с героем и заставить симпатизировать ему? Слабость героя длится меньше минуты, и все же производит должное впечатление.

Конечно, создатели фильма делают все возможное, чтобы заставить зрителя переживать. А как иначе? Кино — это большая игра режиссера со зрителем. И имея перед собой такую непростую задачу, как экранизация пьесы Шираха, Ларс Крауме вполне осознанно пользуется всеми средствами, чтобы заполучить внимание зрителей. И это ему удалось.

Текст: Александра Канапина