120 лет со дня рождения мастера саспенса: несколько интересных фактов об Альфреде Хичкоке

120 лет назад, 13 августа 1899 года, в Лейтонстоуне, на втором этаже дома номер 517 по Хай-роуд, родился Альфред Хичкок — человек, навсегда изменивший мир триллеров и саспенсов.

Несколько интересных фактов о Хичкоке

🎬Свою кинокарьеру Хичкок начал с работы дизайнера титров в британском филиале кинокомпании «Famous Players-Lasky». Но до этого он трудился там же электриком. Параллельно с работой в «Famous Players-Lasky» будущий режиссер числился в компании «Hensley’s», где на протяжении двух лет сочинял и иллюстрировал рекламу. Когда Хичкок покидал «Hensley’s», то в корпоративном журанале фирмы появилась запись: «Он ушел в кинобизнес, но не как актер, что первым приходит в голову, а как начальник отдела рекламы титров одной из крупнейших англо-американских киностудий».

🎬Большое влияние на творчество режиссера оказали произведения Эдгара Аллана По, которыми он увлекался с 16 лет: «Я невольно сравниваю то, что пытался выразить в фильмах, с тем, что Эдгар Аллан По выразил в своих рассказах». Кроме того, британский режиссер увлекался творчеством немецких экспрессионистов и был поклонником Сергея Эйзенштейна.

🎬Хичкок признался своему коллеге, Франсуа Трюффо, что «первое, что он уяснил в Школе искусств, — это то, что не существует линий, есть только свет и тень».

🎬Альфред Хичкок — один из первых представителей авторского кинематографа, почти каждый фильм которого имел коммерческий успех. Работа в рекламном бизнесе дала отличные результаты — все рекламные кампании своих шедевров Хичкок разрабатывал сам. Режиссер невероятно тонко чувствует зрителя: «Я делаю картины не для собственного удовольствия. Я делаю их для удовольствия зрителя. Все сводится вот к чему: как нанести клей на зрительские сиденья». По его мнению, клеем являются страх, тревога, ужас и любопытство. Разрабатывая сценарии, он всегда просил, помнить о реакции зрителей.

🎬По мнению самого режиссера зрител должен смотреть его фильмы как минимум два раза: «В первый раз они тонут в бредовом нагромождении образов и сцен, сюрпризов и катастроф».

🎬Хичкок — мастер экспериментов. В каждом последующем фильме он использовал новые трюки, приемы и ходы, что зацепить и испугать зрителя. Например, именно ему принадлежит термин «макгаффин» — не особо значительное событие, при этом запускающее основной сюжет и определяющее дальнейшие действия персонажей, так называемый предлог для всего, что будет происходить в фильме впоследствии. Впервые этот прием был использован в первой версии картины «Человек, который слишком много знал».

🎬 Что такое «хичкоковский триллер»? Режиссер так бы ответил на этот вопрос: «Если бы я снимал «Золушку», из золоченной кареты вывалился бы труп».

🎬Триллер, по мнению Хичкока, — это волшебная сказка, соединяющая атмосферу фантазии и исполнения желаний с серьезным рассказом о добре и зле».

🎬 Хичкок славился своим странным юмором и слыл любителем розыгрышей, зачастую довольно обидных. Так в первый же день съемок фильма «39 ступеней» он сковал наручниками исполнителей главных ролей, Роберта Доната и Мадлен Кэролл. А после заявил, что потерял ключ. Во время съемок фильма «Птицы» Хичкок подарил маленькой дочери Типпи Хендрен куклу с лицом ее матери, лежащую в гробу. Лицо своей спящей дочери он регулярно раскрашивал как клоунскую маску. На съемках триллера «Психо» режиссер присылал в гримерку Джанет Ли разные варианты кукол в виде муммифицированного тела миссис Бейтс в тот момент, когда актриса обедала, а затем замерял уровень громкости ее криков.

🎬Хичкок был непрофессиональным коллекционером произведений искусства. Среди его коллекции была даже картина Модильяни. Также мастер триллеров собирал мясные деликатесы. В его доме на Белладжо-роуд был построен винный погреб-холодильная камера, где он хранил окорока и говяжьи туши и многое другое.

🎬 Хичкок славился своим странным юмором и слыл любителем розыгрышей, зачастую довольно обидных. Так в первый же день съемок фильма «39 ступеней» он сковал наручниками исполнителей главных ролей — Роберта Доната и Мадлен Кэролл. А после заявил, что потерял ключ. Во время съемок фильма «Птицы» Хичкок подарил маленькой дочери Типпи Хендрен куклу с лицом ее матери, лежащую в гробу. Лицо своей спящей дочери он регулярно раскрашивал как клоунскую маску. На съемках триллера «Психо» режиссер присылал в гримерку Джанет Ли разные варианты кукол в виде мумифицированного тела миссис Бейтс в тот момент, когда актриса обедала, а затем замерял уровень громкости ее криков.

 🎬 Альфред Хичкок «предпочитал» холодных белокурых актрис. Но воплощением идеальной блондинки для него была только Грейс Келли: «Она чувствительна, дисциплинирована и очень сексуальна. Люди считают ее холодной. Чушь! Это вулкан, покрытый снегом». Режиссер называл ее «мисс Келли», а она его — «мистер Хичкок». По словам актрисы, Хичкок обращался с ней как с фарфоровой куклой. Режиссер тяжело переживал отказ Грейс Келли от кинематографа ради супружества. Кроме дружбы с Грейс Келли, Альфред Хичкок поддерживал теплые отношения с Ингрид Бергман.

🎬 Постановщие стеснялся своего тела, напоминавшего Шалтая-болтая. Свою полноту он называл «броней из жира», призванной защитить его от жизненных невзгод. Именно поэтому его одежда напоминала некую униформу или военный мундир. Его гардероб состоял из шести темных костюмов (его коллеги считали их черными, но Хичкок и его жена утверждали, что они темно-синие) одного покроя, но разных размеров на случай, если его формы изменятся.

🎬 В 1979 году Американский институт кино присудил Хичкоку награду «За достижения всей жизни». В 1980 году королева Елизавета II присвоила ему рыцарское звание.

🎬 Выдающийся кинорежиссер, Альфред Хичкок, скончался 29 апреля 1980 года от почечной недостаточности, оставии наследие из 55 полнометражных фильма, 21 телефильм и 2 документальные работы.

По мотивам книги Питера Акройда — «Альфред Хичкок»