Рецензия на фильм «Экстаз»

Все, кто видел хотя бы один фильм Гаспара Ноэ, знают, что у него есть свой собственный стиль. И в новой картине режиссер остается верен ему. К тому же, здесь затрагиваются все те же темы, которые уже принесли ему скандальную славу.

Лента начинается с… финальных титров. Структура этого фильма заслуживает отдельного слова, но сначала обозначим сюжет. Группа танцоров собирается в здании заброшенной школы, занимается там трое суток подряд, и в конце третьего дня устраивает прощальную вечеринку. На ней начинают происходить странные дела, потому что в сангрию, которую пьют почти все, был подсыпан какой-то наркотик (кем и зачем, никто не знает). Сначала это незаметно, но скоро всех участников начинает «вести», и тогда странные дела перерастают в страшные.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11701/22512.jpg

Кадр из фильма «Экстаз»

Этого краткого описания, в принципе, достаточно, потому что оно описывает почти все события фильма. Все остальное – это не «что», а «как». Ноэ и до этого снимал фильмы о наркотиках и сексе («Вход в пустоту» 2009г. и «Любовь» 2015г.), предельно подробно рассматривая и то, и другое. Если судить в целом, то его работы можно охарактеризовать, как исследования страсти. Здесь же он говорит о страсти к музыке и танцам. В начале фильма каждый участник дает короткое интервью – отвечает на закадровые вопросы хореографа, который собирает группу. Все они говорят о бесконечной любви к своему делу. И в дальнейшем, за исключением коротких передышек, постоянно играет музыка и кто-то танцует. Весь фильм – это одна большая вечеринка.

Первый танец – постановочный, все остальное – импровизация участников. Балетмейстером и главной героиней выступает София Бутелла – танцовщица и хореограф в реальной жизни. Но главной героиней ее можно назвать только с большой натяжкой: у нее больше экранного времени, чем у других. Вообще, это фильм без героя, камера следит за участниками почти беспорядочно. Или, по крайней мере, хочет создать такое впечатление. Многочисленные длинные кадры следят за героями, когда они блуждают по танцполу в поисках партнера, выходят в прилегающие коридоры; камера цепляется то за одного, то за другого, устремляясь в одно кошмарное путешествие за другим. А кошмарные они потому, что режиссер мастерски создает атмосферу животного ужаса всеми доступными ему средствами. Это и цвет: от зловеще-красного до ядовито-зеленого. Это и музыка, играющая непрерывно, сменяющая один «качающий» трек за другим. Это и ракурс, переворачивающий все с ног на голову в буквальном смысле. Любые средства хороши для того, чтобы передать те невероятные ощущения, которые испытывают герои под действием наркотика. И самые странные, и страшные вещи, которые начинают происходить в кадре, можно списать на этот эффект. В этом плане фильм вышел целостным и достоверным.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11701/22516.jpg

Кадр из фильма «Экстаз»

Но все же во время просмотра не возникает полного погружения. Это можно наблюдать во многих разных фильмах с похожими сюжетными линиями, от культового фильма «На игле» Дэнни Бойла до творчества самого же Ноэ. В «Экстазе» мы хоть и следим большую часть времени за одной героиней, все же камера часто отвлекается на других участников действа, на какие-то эпизоды, мимо которых она проходит. Поэтому создается впечатление именно наблюдения, а не погружения. Как бы ни старался режиссер создать атмосферу хаоса и ужаса, зритель все-таки остается в стороне. Да, он становится свидетелем диких происшествий, его сопровождают ужасные звуки, но он благополучно проходит мимо. И тогда начинаешь задаваться вопросом: так и задумывалось? И если да, то к чему вообще это все?

И несколько слов о необычной композиции фильма. По большей части мы наблюдаем происходящее в хронологическом порядке. Только вот конечные титры и, правда, появляются в конце, а начальные – после первой трети фильма. На мой взгляд, это никак не влияет на восприятие, поэтому такой ход кажется не вполне оправданным.

В конце концов, фильм оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, это действительно сильное воздействие на органы чувств и психику зрителя. В этом плане, фильм выглядит законченным, даже несмотря на странную композицию. А с другой, после просмотра остается вопрос: «Зачем?». Да, раскрываются темные стороны человеческой психики, но такая обстановка не делает это раскрытие более острым или эффектным. Так что можно сказать, что это очень красивое кино с не очень внятным посылом.

В кино — с 11 октября 2018 года, 18+

Текст: Александра Канапина