Рецензия на фильм «Хрусталь»: белорусско-американская мечта

13 декабря в кинотеатрах начинается показ дебютного фильма Дарьи Жук — «Хрусталь». Белорусско-американский режиссер и соавтор сценария сняла симпатичную картину в духе постсоветского реализма с голливудским оттенком. Нужно ли смотреть российскому зрителю?

Минск,  середина 90-х: «Икарусы», толчея, рынки, аудиокассеты и  безнадежность. Эвелине «Веле» Сороке  (Алина Насибуллина) – 22. Она молода и уже с дипломом юриста, бегло говорит по-английски и мечтает об американской визе. Но у посольства очереди, и даже те, кому повезло попасть внутрь, возвращаются ни с чем: не прошли собеседование. Вот и Веля понимает, что без надежной справки с работы ей ничего не светит.

Купить нужный документ на рынке в 1996-м не сложно, вот только в справке указан не тот номер телефона, а значит, ее будет сложно подтвердить. Эвелина находит адрес абонента и едет в поселок Хрустальный, чтобы договориться с хозяином — пусть заверит.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/12090/26025.jpg

Кадр из фильма «Хрусталь»

Девушка ничего не боится: ей не страшно выделяться из толпы яркими синим париком и походить на Мадонну в молодости, вести хаус-дискотеки среди бюстов Ленина,  оказаться одной в богом забытой глуши. У Вели есть «хрустальная мечта», и героиня храбро следует за ней.

Образ хрусталя и хрустального лебедя (в американском прокате фильм называется «Сrystal swan») – центральный в фильме. Хрусталь в заводском поселке под Минском – продукт экспортный, предмет особой гордости и замена реальным деньгам: так комбинат выплачивает зарплату  рабочим. Для окружающих хрусталь обесценился: слишком много его вокруг. Но если присмотреться, становится очевидно, что обесценилась сама человеческая жизнь, эфемерная и ломкая, как стекло,. Героиня же, свободная внутри, ищет жизни красочной, настоящей и такой же свободной. Многогранной, как хрусталь. Эта метафора делает фильм о 90-х не ностальгической открыткой, а современным кино на актуальную тему.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/12090/26009.jpg

Кадр из фильма «Хрусталь»

Ведущую роль в картине играют художественные детали: атрибуты времени, пыльные аудиоплейеры  как способ укрыться от действительности, царапины на шее и бюсты вождя мирового пролетариата под заморские ритмы.

Фильм получился литературным. Вспомним хотя бы образ черно-белой дворняги, встретившей Эвелину в поселке. По словам создателей фильма, образ специально создан сценаристом Хельгой Ландауэр. Возможно, собака –  символ духовного проводника и защитника, которого так не хватает Веле. Когда собаку прогоняют, девушка становится безоружной перед натиском местного подонка.  Собака возвращается, и зрителю становится легче. Он надеется, что все будет хорошо.

Сложные отношения девушки с матерью (Светлана Аникей), работающей в музее Великой Отечественной войны, символизируют отношения с Родиной-Матерью, требовательной, непонимающей, но в целом любящей.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/12090/26008.jpg

Кадр из фильма «Хрусталь»

Дарья Жук уехала в Америку из Беларуси в 1998 году. По слухам, история Эвелины – это история подруги режиссера, то есть  по-особому близкая. Картина  наполнена ироническим переосмыслением того времени и его героев.

Жук училась киноискусству по американским учебникам, поэтому история больше напоминает красивую историческую драмеди, нежели сложную социальную драму 90-х, которая нет-нет да и скатывалась в банальную чернуху. Незаочное знакомство создателей с американской и русской культурой способствовали тому, что переломные эпизоды, в которых нравственный выбор делают не только герои, но зрители,  не будут вызывать отвращения. Оператор Каролина Коста построила кадр таким образом, что перед нами будто ожили картины Роя Лихтенштейна в старых советских квартирах, а пьяные гости скорее напоминали гротескных безумцев Босха и Брейгеля.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/12090/26026.jpg

Кадр из фильма «Хрусталь»

Стоит упомянуть актерский состав. Алине Насибуллиной роль далась легко. Пусть эмоциональных сцен не много, но им веришь. Актриса не переигрывала, очаровав зрителя образом умной и глубокой героини с противоречивым, но духовно богатым внутренним миром.

Персонаж Ивана Мулина, Степан, покоряет своей фактурностью. Он интересен, привлекателен и омерзителен одновременно. На Мулина хочется смотреть, от Степана же – отвернуться.

«Хрусталь» с успехом прокатился по европейским кинофестивалям. Стоит ли идти в кинотеатры? Однозначно, да. Кто-то вспомнит юность словами Бродского: «…Улыбнусь порою, порой отплюнусь…». Молодежь сможет увидеть себя со стороны, ведь как и 20 лет назад, она хочет  нового, иностранного, необычного. Для других будет повод подумать о цене исполнения мечты. Надеемся, что зрители получат эстетическое удовольствие.

В кино — с 13 декабря 2018 г. 18+

Текст: Ксения Широких