Рецензия на фильм «Золотая перчатка»

Премьера хоррора, как фильм позиционирует сам автор, «Золотая перчатка» состоялась в Основном конкурсе Берлинского МКФ в феврале этого года. Известный немецкий режиссер с турецкими корнями, Фатих Акин, завгдатай престижных киносмотров, представил публике далеко не самую приятную картину. Если до этого все его фильмы были в какой-то степени «стерильны», то «Золотая перчатка» смердит, воняет и отталкивает.

Главный герой, Фриц Хонка, бесцельно проживающий жизнь, каждый вечер проводит в баре «Золотая перчатка» в самом маргинальном квартале Гамбурга. Компанию ему составляют такие же неудачники и выпивохи да женщины, опустившиеся на самое дно, которым кажется, что терять им уже нечего. До тех пор пока они не окажутся в убогой вонючей квартирке Фрица. Жилище Хонка увешано откровенными вырезками из порнографических журналов, а интерьер украшают куклы и прочие детские игрушки. Все это наталкивает на мысль об инфантильности и сексуальной дисфункции героя. Так оно и есть. В этом «царстве» в кротком уродливом и горбатом мужчине с гнилыми зубами просыпается самый настоящий монстр. Женщины, попавшие в логово этого чудища «выберутся» оттуда только по частям в старом чемодане…

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13032/34681.jpg

Кадр из фильма «Золотая перчатка»

Фильм основан на реальных событиях. Фриц Хонка — серийный убийца, убивший с 1970 по 1975 года четырех женщин. Торсы убитых он складывал в подсобке под подоконником, т.к. вынести их из квартиры ему было тяжело физически. В отличе от Джека фон Триера Хонка Акина не интеллектуал, превращающий жесткие убийства в произведения исскуства и любующийся своими «шедеврами». Мотивация героя «Золотой перчатки» проста и банальна: Хонка жаждет тепла, любви и близости. Интимной. Но поскольку с последним у него явные проблемы, он замещает свою недееспособность агрессией и фатальным насилием. Однако режиссер не дает нам предистории убийцы, не поясняет, как возникли эти проблемы. Он просто рисует Германию тех годов. Страну, расколотую на две части, отстраиваемую после войны.

Завсегдатаи «Золотой перчатки», работники завода и школьники — жители разных «сословий» одной страны. Но каждый из них может оказаться на месте друг друга. Так Хонка после аварии решает бросить пить и кардинально изменить свою жизнь. И вроде бы ему удается это сделать. Он устраивается ночным сторожем на завод, где знакомится с высокой голубоглазой блондинкой-уборщицей Хельдой. Но тут стоит сделать ремарку: однажды главный герой дал прикурить голубоглазой блондинке по имени Петра. С тех пор он одержим этой юной красавицей. Хельда и Петра — женщины другого уровня. Трезвые, чистые, хорошо одетые и приятно пахнущие они кажутся герою чем-то недосягаемым. И это злит его еще больше.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13032/34684.jpg

Кадр из фильма «Золотая перчатка»

Однако все не так радушно у жительниц другого Гамбурга.  Хельда не счастлива с мужем, который не работает и пропивает ее маленькую зарплату уборщицы. Петру оставили на второй год, а самой ей интересны мальчики и запретный плод в виде неблагополучного района города, куда они отправляются с одноклассником любопытства ради. Хонка и школьники меняются местами обитания, но не вписываются в миры друг друга, как бы они ни старались, и в итоге каждый возвращается к своим «истокам».

Финальная сцена с медленно идущей Петрой и арестом Хонки все расставляет по местам. Каждый получает свое. И зритель понимает, какая пропасть лежит между жителями одной страны. Петра и ее друг после «экскурсии» по району Гамбурга, кишащего пьяницами и проститутками, возвращаются в свой холеный сытый дом, в то время как Хонка и ему подобные продолжают гнить в месте по типу бара «Золотая перчатка». Это заведение и есть главный герой фильма. Под своей крышей он ютит всех убогих и юродивых: от женщин, опустившихся на дно и познавших ужас концлагерей, до маньяка-убийцы Фрица Хонки и эссесевца,  выпивох, не способных ни на на что, кроме насилия. Этот бар — монстр, в стены которого никогда не проникает солнечный свет.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13032/34683.jpg

Кадр из фильма «Золотая перчатка»

Но тем не менее Акин персонажем сестрой милосердия/монахиней дает нам понять, что любой при желании может изменить свою жизнь в лучшую сторону. Женщина ходит по местам, подобным этой пивной, и предлагает людям помощь в налаживании своей жизни. Но, как показывает нам фильм, только  Хельга, которую Фриц приютил и эксплуатировал по полной, нашла в себе силы и желание выбраться из этой «дыры», в то время, как другие завсегдатаи бара продолжили пить, кутить и катиться в пропасть.

Несмотря на явную социальную проблематику «Золотой перчатки», Фатих Акин не считает эту ленту социальной драмой, называя ее хоррором.

Фатих Акин, режиссер: «При всем этом, он не является социальной драмой. Мне кажется, в самой задумке уже и так был намек на предвзятость и назидательность. Но для меня фильм – это нечто более содержательное,  философское. Если немного перефразировать индийского философа Джидду Кришнамурти, «будущее Фатиха Акина происходит сейчас», у меня был такой подход. Сегодняшние мы определяем, что будет дальше. А значит, мы и есть будущее. Но нас самих сформировало прошлое. Так что, по мне, прошлое, настоящее и будущее тождественны. «Золотая перчатка» — портрет психически больного человека, чьи преступления невозможно объяснить социальной обстановкой. Конечно, можно задаваться вопросом, почему никто не заметил пропажи этих женщин, его жертв, у них не было родственников, друзей? Но я бы не стал списывать все на ту эпоху, когда происходили эти убийства, ведь то же самое случается и в наши дни. Люди умирают в съемных и муниципальных квартирах, гниют и разлагаются там неделями, и только из-за зловонного запаха соседи могут заподозрить что-то неладное. Эти тошнотворные запахи также являются составляющей моего фильма. Конечно, снимая фильм, основанный на реальных событиях, стараешься быть точным, но в то же время избегаешь обычного отстранённого и замшелого взгляда на прошлое. О фильмах, в которых прошлое не обращается к настоящему и существует само по себе, вскоре все забывают. “Золотая перчатка» хоть и снята на основе событий 70-х годов, говорит о вещах, которые вполне могли бы происходить и в наше время».

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13032/34682.jpg

Кадр из фильма «Золотая перчатка»

Смотреть «Золотую перчатку» нужно обязательно, если вы  киноэстет и киногруман. Обычный зритель, даже поклонник фестивально кино, может не сразу  увидеть «шарм» этой ленты. Это не фильм-загадка вроде «Дома, который построил Джек» фон Триера или «Квадрата» Эстлунда, в которых режиссеры в разной манере обнажают людские пороки и рисуют портрет современного «добропорядочного» гражданина и общества, в котором тот обитает. Скандинавские авторы создали фильмы-послания, картины-загадки, где каждый кадр, сценарный ход достойны уважения и восхищения.

Социальный хоррор Акина проще в плане подаче и противнее в визуальном плане. С одной стороны, идея показать жизнь послевоенной Германии в частности и жизнь всего общества в целом таким образом интересна, но с другой, Акин воплотил ее не так изящно, как его коллеги из Скандинавии.  От немецкого постановщика, который обычно изображает непростую жизнь простых людей, в основном иммигрировавших в Германию турков, ждешь чего-то большего, чем тошнотворной «расчлененки» пусть с даже с социальным подтекстом.  Не хватило картине и юмора, который есть в «Квадрате» и «Доме, который построил Джек». Восхищаться в «Золотой перчатке» можно лишь невероятным перевополощение 22-летнего Йонаса Дасслера, исполнителя главной роли, и работой гримеров.

В кино — с 30 мая 2019 года. 18+

Текст: Наталья Тимонина