Рай…

Есть фильмы, к просмотру которых готовишься заранее. Изучаешь материалы, историю создания или просто собираешься с духом, настраиваешься морально. «Рай» Кончаловского именно из такой категории кинолент. Для неподготовленного зрителя, для человека, непосвященного в мир кино, в целом, и в творчество Кончаловского, в частности, эта картина — загадка, а может, даже мука или тоска.

Мировая премьера фильма состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса 73-го Венецианского международного кинофестиваля. Лента была удостоена «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.

Кончаловский в своей картине предлагает нам исповедь трех людей, чьи судьбы сплелись во время второй мировой войны. Ольга — русская эмигрантка-аристократка, спасающая из оккупированного Парижа еврейских детей. Жюль — французский-коллаборационист, предпочитающий не вникать в ужасы, которые творят нацисты в его родном городе. Хельмут — молодой, перспективный офицер СС, любящий русскую литературу и свято верящий в высокие идеалы Рейха. Одна война, три жизни, три разных выбора.

Кадр из фильма «Рай»

По словам самого режиссера, «Рай» — это размышления о ХХ веке, наполненном великими иллюзиями, превратившимися в руины, об опасности полных ненависти речей и необходимости использования человечеством силы любви для победы над злом».

И это действительно так. Пугающая вера Хельсмута в правоту действий Гитлера, хладнокровное равнодушие французского полицейского и способность Ольги адаптироваться к любой ситуации цепляют. Каждый из персонажей представляет три состояния — добро, зло и равнодушие.

Жюль — служитель закона, творящий беззаконие, но не особо вникающий в это. Он — яркий пример приспособленца, который считает, что ничего не решает в этой жизне, маленький жучок, марионетка в руках власти. Не важно, кому служить — главное, чтобы его комфорт не пострадал. Однако люди подобного рода являются наиболее опасными.

Кадр из фильма «Рай»

Хельсмут — без пяти минут фанатик фашисткой идеологии. Он свято верит в то, что немцы строят рай на земле. Именно его персонаж и проясняет название фильма. Немецкий офицер — великолепный пример того, как можно манипулировать людьми, зомбировать их сознание сомнительными идеалами. Мы еще раз убеждаемся, как сложно отличить добро от зла и как все неоднозначно в этом мире. Нет абсолютной добродетели, как нет и чистого злодейства. Одно содержит другое, одно не может существовать без другого. Статный аристократ с отличным образованием, обожающий Чехова, преданный своей Родине влюбляет в себя с первых минут. Но как только ты понимаешь, что творится в его голове, — становится не по себе. Умные, образованные люди не осознают, что в попытках построить рай, они на самом деле создают ад собственными руками. Иногда Хельсмут начинает сомневаться в правоте своих действий, но всего лишь на несколько минут. Эти «просветления» неминуемо убиваются им, а мысль о том, что, возможно, именно он может стать новым Фюрером, вдохновляет его. Тщеславие… Однако нет худа без добра. Признаюсь, мне было жаль этого героя больше всех. Запутавшийся в своей вере, сам не зная того, он не раз проявляет милосердие — спасая еврейскую родственницу своего слуги, заключенную концлагеря Ольгу, призрачную возлюбленную Чехова. Для Хельсмута важно действовать по совести и по закону одновременно. Но что если твоя совесть обманывает тебя, а закон на самом деле — бесчеловечен и аморален? Что если все, во что ты верил, ради чего жил — в реальном мире есть истинное зло? Однако, как и большинство людей, Хельсмут отказывается признаться в том, что он заблуждался, был не прав. Проще умереть, чем нести бремя ответственности за свои действия.

Кадр из фильма «Рай»

Ольга — русская эмигрантка, княгиня, «золотая молодежь» того времени. Привыкшая к хорошей размеренной жизни, она тем не менее встает на сторону Французского сопротивления и спасает еврейских детей, за что и попадает в концлагерь. Ольга так же, как и Жюль приспосабливается к жизни: нужно спасти детей — спасает, нужно переспать с полицейским, чтобы избежать тюрьмы — без проблем и колебаний, нужно убирать квартиру офицера СС — убирает, нужно прислуживать блоковой ради помады и сигарет, которые потом можно обменять на что-то действительно ценное — будет сделано. Хочешь жить — умей вертеться. Но ни в какой ситуации героиня Высоцкой не теряет аристократического благородства. Стойкость ее духа поражают и восхищают. Уметь остаться человеком и женщиной в адских условиях, столько пережить и не потерять надежду — кажется немыслимым, но только не для Ольги. Она сумела не озлобиться и не возненавидеть мир вокруг. Жертва, которую приносит героиня в конце, обескураживает, но ее выбор вполне понятен и логичен. Невероятная игра Юлии Высоцкой восхищает. Это даже не игра. Актриса просто живет. Весь фильм она держит на себе. Чем приглянулась Эмма Стоун жюри Венецианского фестиваля — остается только догадываться. Поражаешься актерской доле: как можно играть то, чего ты никогда не испытывал? Удивительно.

Кадр из фильма «Рай»

Построение фильма завораживает. Черно-белый, но при этом такой эмоциональный и яркий. Более 80 % картины актеры просто говорят в камеру, и ты не понимаешь, что они с ними происходит. Что это: допрос в странной форме или что-то другое? И только в конце Кончаловский мастерски расставляет все точки над «i».

У каждого человека своя судьба, зависящая лишь от его выбора. Но в любой ситуации этот выбор должен быть гуманным и человечным. Что ждет нас после смерти — рай или ад? Никто из нас не может этого знать, но все надеются на свет в конце тоннеля. Будет ли он — зависит только от нас. Финал картины, с одной стороны, драматичный, а с другой — светлый и обнадеживающий.

В кино — с 19 января.

Текст: Наталья Тимонина