«Экипаж» — это прежде всего, аттракцион человеческих историй и эмоций и только потом фильм-катастрофа

Стартовавший в минувший четверг  отечественный фильм-катастрофа «Экипаж»  за 2 дня проката собрал более 143 млн рублей, что весьма солидно для российской картины.

Лента  рассказывает историю талантливого молодого летчика, Алексея Гущина, и его командира, Леонида Зинченко. Во время полета в юго-восточную Азию герои получают сообщение о начавшемся землетрясении на вулканическом острове в океане. Экипаж принимает решение лететь туда.

Кадр из фильма «Экипаж». Источник: crewfilm.ru

Картина «Экипаж» была создана той же командой, что и российский хит «Легенда №  17».

По словам режиссера, Николая Лебедева, новый «Экипаж» не является ремейком легендарного одноименного советского кино, хотя был  создан под воздействием культовой картины 1979 года.

Николай Лебедев, режиссер:  «Я безумно люблю картину Александра Наумовича Митты «Экипаж», в свое время она перевернула мое сознание. Меня так увлек жанр, так поразили визуальные образы, которые я увидел на экране. «Экипаж» не был просто невероятным зрелищем или захватывающим аттракционом, это была очень человеческая картина.  Создать фильм-катастрофу в духе «Экипажа» была моя мечта,  и как мне казалось, совершенно несбыточная. Если бы в то время мне сказали, что пройдут годы, и Никита Михалков и Александр Митта будут убеждать меня снять свой «Экипаж», я бы, наверное, сошел с ума от счастья. Точно бы не поверил! Но так произошло.

Продюсер Леонид Верещагин, предложивший мне идею проекта, изначально не знал, что «Экипаж» — моя любимая картина. Однако на его предложение я ответил: «Это все равно, что заново снять «Броненосец «Потемкин» или «Инопланетянин», или «Список Шиндлера»,  или заново написать «Войну и мир». Но затем идею поддержал Никита Сергеевич Михалков. Можете себе вообразить, насколько заманчиво все это звучало для меня».

Кадр из фильма «Экипаж». Источник: crewfilm.ru

Леонид Верещагин, продюсер: «Конечно, у нас возникли ассоциации с «Экипажем» 1979 года, это был поколенческий фильм, его смотрела вся страна – сто миллионов зрителей. И мы сразу же оговорили, что это не будет ремейком. Что надо написать новую историю. А название «Экипаж» нам нужно, чтобы вызвать соответствующие ассоциации и привлечь аудиторию, которая смотрела тот самый фильм Митты. Вот в чем была идея».

Однако у киностудии «Мосфильм» было выкуплено название и получено, так сказать, «благословление» Александра Митты, который консультировал создателей нового «Экипажа» в некоторых вопросах.

Кадр со съемок фильма «Экипаж». Источник: crewfilm.ru

Съемки картины проходили с сентября 2014 по февраль 2015-го. Основными местами послужили: аэродром в Жуковском, карьер в Крыму и 5 павильонов на студии «Главкино». Главные роли в фильме исполнили Данила Козловский и Владимир Машков.

Несмотря на то, что режиссер уже работал с Козловским, на роль его утвердили не сразу. Переговоры длились около 2-3-х месяцев. Все актеры проходили пробы. Роль Леонида Зинченко, командира самолета изначально предназначалась для другого артиста. Но обстоятельства сложились так, что в итоге эту роль исполнил Владимир Машков.

Агне Грудите, исполнительница роли второго пилота, была найдена благодаря пробам. Создатели ленты искали актрису, которая сможет сыграть с Козловским наравне, а не смотреть на него «влюбленным взглядом». Агне оказалась чуть ли не единственной, кто смог спокойно пройти пробы .

В процессе подготовки к съемкам все трое проходили специальное обучение  в Шереметьево, где учились управлять самолетом на тренажерах, в которых впоследствии снимались. Было привлечено много профессиональных консультантов.  В Жуковском актеры летали в кабине с профессиональными пилотами.

Кадр со съемок  фильма «Экипаж». Источник: crewfilm.ru

По словам продюсера картины, Леонида Верещагина, «Экипаж» стал для студии самым сложным проектом в техническом плане. Сложность съемкам добавило то, что в этой картине горят не только машины и дома, но еще и  самолеты.  Чтобы снимать в аэропорту, необходимо было получать множество разрешений.  Кроме того, ни один аэропорт не предназначен для съемок кино, поэтому специально для картины был построен отдельный аэропорт для разрушений.  При его строительстве продюсеры так же столкнулись с рядом проблем: во-первых, это место для постройки.  Самым подходящим вариантом  было место вокруг бетонной взлетно-посадочной полосы. Однако взлетно-посадочная полоса — очень сложное инженерное сооружение, требующее огромных денежных вложений. Нужно было найти такую полосу,  чтобы ничего вокруг не было, и самолеты могли спокойно приземляться и взлетать. Создателям «Экипажа» разрешили снимать в ЛИИ имени М.М. Громова. Специально для съемок было выкуплено несколько самолетов.

Константин Мельников, художник-постановщик: «Работа над декорациями аэровокзала была очень интересной! Интерьер, который впоследствии так красиво рушился и ломался, мы создавали и в павильоне, и на натурной площадке. В фасадах зданий аэровокзала мы использовали много зеркального стекла: взрывы, огонь и техника очень красиво отражались в них, делая изображение интереснее и богаче. Всего мы сожгли два реальных самолета, грузовой и пассажирский, а также несколько макетов».

Кадр со съемок фильма «Экипаж». Источник: crewfilm.ru

Во-вторых, сложным был сам график съемочных  дней. Съемки землетрясения проходили и днем, и ночью, что изнуряло съемочную команду и актеров физически и морально. Приходилось  снимать с 7 часов вечера до 7 утра на холоде, иногда под снегом или дождем. В таком режиме съемки длились несколько недель.

К каждому съемочному дню тщательно готовились. Вторые режиссеры, Пепе Мечков и Жанна Полякова, еще до начала съемок ежедневно проводили творческо-производственные совещания, на которых обсуждалось каждое передвижение и расположение: где будет находиться каждый самолет, где будет стоять кран, а где — освещение, как будут двигаться люди и техник и т.д. Все просчитывалось заранее. Несмотря на то, что сцены, снимались вразброс, актеры благодаря репетициям четко знали, что делать. Это было еще необходимо и для соблюдения техники безопасности.

Кадр из фильма «Экипаж». Источник: crewfilm.ru

Съемки рушащегося  аэропорта и  пылающих взлетных полос с самолетами были самыми сложными и ответственными.

Николай Лебедев, режиссер: «Мы не могли позволить себе ни малейшей оплошности — опрометчивый шаг мог привести к непоправимым последствиям. Пылали здания. Взрывались и горели настоящие самолеты. А самолет сгорает быстро, буквально за десять-пятнадцать минут выгорает дотла, поэтому и снимать надо было четко и быстро. При этом рядом стояли действующие воздушные судна, — ситуация, как понимаете, крайне опасная, их ни в коем случае нельзя было повредить. Но в итоге этот блок мы прошли без сучка и задоринки. У нас не случилось нештатных ситуаций, коими обычно печально известны такие постановки. В общем, придумать и продумать этот огромный эпизод катастрофы протяженностью в две трети фильма, чуть ли не полуторачасовой длины, все правильно сложить – это была непростая задача».

Кадр из фильма «Экипаж». Источник: crewfilm.ru

Данила Козловский, исполнитель роли Алексея Гущина: «Ночная смена. Дубль заряжается 4 часа. Работает 7-8 камер, большая массовка, взрывающиеся самолеты, рушащиеся здания. Коля Лебедев дал установку: диалог двух артистов на фоне разрушений и безумия. Снимаем, все, казалось бы, хорошо, все довольны. Кроме Коли. Он подзывает меня к монитору, я смотрю только что отснятую сцену. По-моему, все нормально, единственное — мы немножко неудачно встали, не очень видно, что происходит между героями. И я говорю — ну, вроде, все работает: взорвалось красиво, упало…  А Коля отвечает: «Да, это есть, но мне это совершенно неинтересно. Зачем мне это, если нет главного? Главным была реакция твоего героя на то, что ему сказали. Зрителя держит в напряжении то, что происходит с героем, а не рушащееся здание на заднем фоне. Будем переснимать». И 3 часа из-за меня, бестолочи, мы ждали, пока перезарядим этот дубль. Для Коли всегда на первом месте не пиротехника, а люди. Как в кадре, так и за кадром. Человеческие истории и эмоции — это для него главный аттракцион».

Что получилось у команды Николая Лебедева и Леонида Верещагина можно посмотреть уже на большом экране в форматах 3D и IMAX 3D. Свой рейс «Экипаж» совершает с 21 апреля 2016 года.

Статья подготовлена по материалам  компании Central Partnership.

Автор: Наталья Тимонина