Уна…

Нашумевшая и скандальная пьеса Дэвида Харроуэра, » Черный дрозд», переросла в киносценарий, и вот на суд кинокритиков и российского зрителя 30 марта в прокат выходит фильм Бенедикта Эндрюса — «Уна». Премьера фильма впервые состоялась на 60-м Лондонском кинофестивале. После него Руни Мару, исполнительницу главной роли, номинировали на премию «Оскар».

15 лет назад юная Уна сбежала из дома со взрослым Рэем… Спустя годы в одном из журналов Уне попадается фотография  бывшего: у него новая жизнь, новая семья и новое имя. Их внезапная встреча обнажит не только погребенные навсегда воспоминания, но и вытащит на поверхность потаенные желания, которые грозят разрушить их жизни до основания.

Кадр из фильма «Уна»

На какую целевую аудиторию настроен фильм? Возрастной рейтинг — 18+. И откровенных сцен в фильме не мало, но они теряются в повествовании эмоций героини, так как смело можно утверждать, что «Уна» — это фильм-состояние. Не трагедия, не драма, хоть и стоит этот стилистический термин в описании картины. Мы видим наизнанку всю боль, потерянность и неприятие своей собственной жизни героини, которая после нанесенной сексуальной травмы не может жить сегодняшним днем и забыть случившееся. Режиссер постоянно отбрасывает нас в прошлое. Реальность и настоящее время показано символикой завода, где работает Рэй (сегодня он носит имя Питер) и сценами в квартире героя и его сослуживца. Высокие стеллажи и конструкции, уходящие в потолок, на фоне которых, Уна выглядит хрупкой и потерянной в этом бездушном мире.

Художники по костюмам безупречно создали образ героини. Будь то розовый детский свитер Уны или мрачное черное платье, в котором она предстает перед Рэем, словно призрак или тень прошлого, или белоснежный кружевной наряд невесты как символ возвращения к ангельской непорочной сущности героини, ее любви к взрослому мужчине и разрушению всех надежд.

Кадр из фильма «Уна»

Руни Мара словно балансирует на грани своих эмоций и чувств. Не знаешь, сочувствовать героине или принудительно заставить пройти лечение. Оба героя, а Бен Мендельсон ничуть не теряет динамики своей роли, словно отбросы общества (символична сцена с мусором), изгои, пытающиеся начать новую жизнь, но навсегда оставшиеся в плену прошлого. Как говорится в притче: «Камень в воду брошен давно, но круги все расходятся и расходятся по воде». Вся сегодняшняя жизнь рушится для героев, и прогноз их дальнейшей судьбы остается на фантазии зрителей.

Фильм обрывается внезапно, но другого финала и не придумаешь. Чувства — противоречивы и в то же время однозначны. Никого оправдать нельзя. Ситуацию изменить тоже. Банально, но хочется говорить об ответственности и границе дозволенного. Уна словно зверек, загнанный уже своими эмоциями в ту жизнь, которая у нее сейчас, и сразу вспоминаются слова Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Да, нелепое сравнение для такой ситуации. Хочется и встряхнуть героев, и помочь им найти новую жизнь. Возможно, фильм создан как раз для этих чувств, чтобы зрителю «хотелось», чтобы зритель осуждал, переживал, злился! Но прежде всего, оставался человеком, ответственным за свои поступки.

Текст: Анастасия Белякова.