«Темные времена»: воссоздание звуков Лондона времен Черчилля и Второй Мировой
К байопику Джо Райта, «Темные времена»,который принес Гари Олдману «Золотой Глобус» как лучшему актеру и номинацию на премию BAFTA (в общей сложности у фильма 9 номинаций на эту награду), звукорежиссер Крейг Беркли (номинации за фильмы «Железная хватка» и «Старикам здесь не место» братьев Коэнов) выстроил целый звуко-психологический ландшафт.
Задача воссоздания звукового мира Лондона 40-го года включала в себя не только вопрос исторической достоверности, но и субъективного настроя. В конце концов, та психологическая борьба, которую Уинстон Черчилль вел с сопротивляющимся Парламентом за право дать отпор Гитлеру, была волнующим примером политического искусства.
Крейг Беркли, звукорежиссер: «Для начала мы должны были выстроить звуковую атмосферу 40-х. Реальность строилась из таких очевидных звуков как машины и звонки телефона, и, например, того факта, что церквям было запрещено звонить в колокола. В то время звонить мог только Биг Бен. Или звуков топающих ног и шелеста бумаг в Парламенте. Другая задача заключалась в том, чтобы продумать роль Гари на протяжении всего фильма. Эта часть звукового ландшафта строится на атмосфере, которую мы меняли в зависимости от того, что происходит в кадре».
Кадр из фильма «Темные времена»
Звуки в мире Черчилля
Историческое исследование диктовало те события, которые происходили в то время в командном пункте, так что звуковая команда могла предположить, какие разговоры могли вестись людьми, находящимися там. «Хоть это и не попало в финальную версию фильма, люди на заднем фоне обсуждали реальные события тех времен – военные и не только, — говорит Беркли. — Мы записывали такие мелочи, чтобы создать общую атмосферу. А еще мы записали шаги Гари в настоящем командном пункте, так что вы слышите их именно такими, какими они могли быть тогда».
Кроме того, был вопрос системы кондиционеров командного пункта, который находился под землей. «Мы использовали несколько слоев гудящего воздуха, которым могли управлять, увеличивать или уменьшать во время переговоров Черчилля, Чемберлена и Халифакса о мирной сделке».
Звуковое напряжение присутствует даже во время телефонного звонка президенту США — Франклину Рузвельту, в результате чего Черчиллю отказывают в помощи, следуя американским законам нейтралитета. «Это долгая сцена, и мы наполнили ее маленькими звуковыми эффектами, — говорит Беркли. — Все эти звуки статики расставлены согласно определенному плану. И хотя в сцене нет музыки, эти эффекты будто заменяют ее. Все это приводит к кульминации – когда Черчилль с презрением бросает телефонную трубку».
Кадр из фильма «Темные времена»
Звуки диктовки
Но одни из самых замечательных звуковых моментов случаются между Черчиллем и его юной секретаршей, особенно в сцене, где она начинает плакать после того, как он диктует ей телеграмму командиру отряда в Кале о том, что помощь не придет.
«Мы долго работали над ритмом печатной машинки — это стало частью ее роли, — рассказывает Беркли. — Насколько громко должны стучать клавиши или пунктуация каретки? Мы потратили полчаса на каретку. Вовремя ли она возвращается? Правильно ли она звучит? Как долго должен звенеть отзвук?»
Кадр из фильма «Темные времена»
«Симфония сидений»
Сомневаясь в своем обращении к Парламенту, Черчилль спускается в метро, чтобы расспросить простую публику о продолжении борьбы против Гитлера. Эта сцена выдумана, но она помогает придать Черчиллю человечности и сближает его с народом, который поддерживает его.
«Мы называли ее «Симфонией сидений, — рассказывает звукорежиссер. — Каждый раз, когда кто-то садится или встает, скрипят сидения. И это было непросто, потому что вокруг должна греметь подземка, должна быть иллюзия ускорения или замедления. Поезд едет всего одну остановку. И все голоса на заднем плане должны были быть слышны, потому что это как раз и есть реакция на его слова. Мы потратили много времени на то, чтобы в конце, когда девочка кричит, это прозвучало естественно».
Кадр из фильма «Темные времена»
Визит короля
Поворотным моментом для Беркли стала сцена, в которой король Георг VI навещает Черчилля дома, в его спальне. Весь фильм они не соглашались друг с другом, поэтому неожиданный визит короля становится очень напряженным моментом. И в этой сцене — всего два звуковых эффекта.
«Там была лампочка, звук которой мы усилили, и скрип половиц под шагами короля, который тоже пришлось сделать ярче, потому что мы не знаем, что он собирается сказать, — вспоминает Беркли. — Мы поддерживали этот саспенс до того момента, когда король садится на кровать рядом с Черчиллем и говорит, что поддерживает его. Тогда вся сцена немного расслабляется. Это мелочи, но они помогают создать атмосферу».
Драма «Темные времена» выходит в прокат 18 января. С 13 января стартуют превью-показы.
Перевод: Александра Канапина. Оригинальный текст: Bill Desowitz, indiewire.com