«Секретное досье» Стивена Спилберга
В 1971 в американскую прессу просочился секретный материал о том, что война во Вьетнаме велась не так, как это подавалось в официальных заявлениях правительства. Первыми до секретных данных добрался газетный гигант — «Нью-Йорк Таймс». Однако, когда ему пригрозили судом за разглашение государственных тайн, за дело взялась неприметная на тот момент газета «Вашингтон Пост», семейное дело Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип). Об этом судьбоносном для американской прессы событии и об этой удивительной женщине и идет речь в новом фильме Стивена Спилберга «Секретное досье», одного из номинантов на премию «Оскар».
Это не первый фильм режиссера, основанный на политических событиях недавних лет («Мюнхен» 2005 г., «Шпионский мост» 2015 г.), и снова он представил динамичную и яркую картину. Во многом благодаря виртуозной игре двух ведущих актеров, Мэрил Стрип и Тома Хэнкса (роль главного редактора газеты — Бена Брэдли), которые впервые встретились на одной съемочной площадке.
Фото со съемочной площадки фильма «Секретное досье»
В фильме развиваются две темы, важные с исторической точки зрения и обладающие актуальностью сегодня. На первый план выходит проблема свободы печати. Когда правительство США в течение долгих лет скрывает от своих граждан правду о том, что на самом деле происходит во Вьетнаме, раскрытие секретных файлов является настоящей информационной бомбой, СМИ просто обязаны обнародовать материал. Это становится первым крупным прорывом в сфере массовой информации, за этой историей следует «Уотергейт», на который есть намек в последних кадрах фильма (этот инцидент отображен в известной ленте 1976г. «Вся президентская рать», режиссер – А. Дж. Пакула). Создатели «Секретного досье» делают особый акцент на том, что без отчаянного и смелого поступка редакции «Вашингтон пост» и, в особенности, ее руководителя, Кэтрин Грэм, история американской прессы сложилась бы иначе.
Второй же линией, чуть менее явной, но отнюдь не менее важной, проходит тема роли женщины в мужском мире. И не просто женщины, а бизнес-леди. По словам людей, которые помнят настоящую Кэтрин Грэм, Мэрил Стрип сыграла ее с поразительной точностью. Актриса переняла осанку, манеру говорить, жесты и мимику своей героини. Но самое главное, ей удалось передать характер матери и домохозяйки, которая волею судьбы вдруг оказалась во главе крупной компании, к тому же, в момент острого кризиса. Будучи робкой, нерешительной женщиной, ей понадобилось немалое усилие воли, чтобы «держать лицо» в бурном водовороте событий. А принятие безумного, по мнению многих коллег, решения, в итоге, сделало «Пост» мощной газетой государственного и международного значения. Выразительные кадры фильма подчеркивают одиночество Кэтрин – женщины в мужском мире большого бизнеса. Ближе к концу мы видим пока еще молчаливую, но уже многочисленную поддержку женского населения, которую получает Миссис Грэм, сделавшая значительный шаг в таком важном направлении.
Кадр из фильма «Секретное досье»
С технической точки зрения «Досье» — прекрасный образец идеально слаженной работы команды. Безусловно, высшую похвалу получают исполнители главных ролей, эти гиганты актерского мира – Мэрил Стрип и Том Хэнкс. Но мы прекрасно знаем, что одного этого недостаточно для хорошего фильма. В работе над картиной режиссеру помогали постоянные коллеги: оператор Януш Камински («Оскар» за совместные работы со Спилбергом – «Спасти рядового Райана» и «Список Шиндлера») и композитор Джон Уильямс (обладатель уже пяти «Оскаров»). Динамичная работа с камерой, необычные ракурсы, стремительные пролеты и напряженная статика – все это придает оживленный характер фильму, в котором нет погонь и перестрелок, зато есть множество важных разговоров. И конечно, нельзя не отметить музыку, которая с максимальной точностью передает, а иногда и самостоятельно создает настроение каждой сцены.
Несмотря на серьезность затронутых тем, в центре повествования остаются человеческие отношения, что всегда отличает работы Спилберга. «Секретное досье» — это в первую очередь фильм о крепкой дружбе двух совершенно непохожих людей, которые идеально дополняли друг друга и сделали свою работу делом государственной важности. О дружбе Кэтрин Грэм и ее главного редактора, Бена Брэдли, ходили легенды, а теперь это стало достоянием большого экрана. Возможно, именно сейчас, когда Голливуд разрывает от внутренних противоречий и конфликтов, такая история дружного сотрудничества не только в рамках сюжета, но и на съемочной площадке, послужит достойным примером.
В кино — с 22 февраля 2018 года (превью-показы — с 17 февраля 2018). 16+
Текст: Александра Канапина