Рецензия на фильм «Чудеса»
Фильм Аличе Рорвахер был снят в 2014 году и тогда же взял «Гран-при» на Каннском фестивале. До российских экранов дошел только сейчас. Но это не принципиально, потому что рассказанная история обладает тем волшебным свойством, которое делает ее актуальной во все времена.
Лента рассказывает об Италии 90-х годов. В глухой итальянской глубинке живет семья пчеловодов. Вокруг – ни деревни, как таковой, ни соседей, только поля да морской берег. Отец (Сэм Лаувейк), который всю жизнь мечтал о сыне, в итоге растит четырех дочерей, а старшую, Джельсомину (Мария Александра Лунгу), готовит себе в преемники. Она помогает ему ухаживать за ульями, ей он доверяет машинерию по производству меда. Но у девочки-подростка свои взгляды на будущую жизнь, несмотря на огромную любовь к отцу. И финальным толчком к этой новой жизни становится неожиданный приезд в деревню съемочной группы – снимать телешоу с прекрасной звездой-ведущей (Моника Беллуччи).
Кадр из фильма «Чудеса»
Конечно, полностью оторваться от времени происходящего невозможно. Это Италия, которой больше нет, до туристического бума, вернее – на самом ее пороге. В фильме до глухой провинции докатывается первая волна туризма и моды на органические фермерские продукты. Именно такой телеконкурс анонсирует белоснежная дива в окружении лже-этрусков, именно на эту приманку красивой богатой жизни покупается главная героиня Джельсомина. Но не только и не столько деньги привлекают ее. Деньги нужны семье в целом, и она, будучи уже достаточно взрослой и ответственной, прекрасно понимает это. А лично ей просто нужно что-то новое, какая-то другая жизнь, за пределами убогой деревеньки, где все развлечения сводятся к тому, чтобы поглазеть на местных мотоциклистов, да напроситься к подруге в гости – посмотреть телевизор. Приезд сначала съемочной группы, а затем – и целой фермерской ярмарки с представлениями, красивыми костюмами и кучей новых людей – все это приоткрывает завесу в прекрасный новый мир. Но это только внешние проявления перемен, главные изменения происходят внутри семьи.
Кадр из фильма «Чудеса»
Не последнюю роль в этих изменениях играет приезд молчаливого мальчика Мартина, которого семья берет на воспитание из детского исправительного центра. Вероятно, так отец семейства хочет реализовать свою давнюю мечту о сыне, параллельно заработав на этом немного денег. Появление еще одного мужского персонажа в этом женском царстве, где единственным королем до сих пор был отец, меняет баланс сил. Старшие дочери тут же проявляют интерес к новоприбывшему странному мальчику, а Джельсомине придется еще и побороться с ним за отцовское внимание. Но именно благодаря этому «третьему лишнему» в ее отношениях с отцом и происходит тот сдвиг, который неминуемо должен был случиться. Джельсомина должна обрести себя, перестать быть дочерью и стать самостоятельной личностью. Конечно, отец будет протестовать, не желая отпускать свою любимицу во взрослую жизнь, он будет бороться за ее детскую любовь всеми способами (в том числе верблюдом!), но ничто уже не сможет остановить эту лавину взросления. Об этом сложно запутанном противостоянии отцов и детей, старого и нового и рассказывает фильм.
Кадр из фильма «Чудеса»
Молодая режиссер Рорвахер снимает свою историю очень тонко, смешивая в равных пропорциях реализм и поэзию. Это странное сочетание делает фильм поистине реалистичной сказкой. Все происходящее на экране – предельно узнаваемо, не только итальянскому, но вообще любому зрителю. И в то же время фильм зачаровывает своей непосредственностью, искренностью. Правдивость повествования лишена того голливудского лоска, к которому так часто стремятся европейские (да и российские) кинематографисты. Долгие наблюдающие кадры, выразительные крупные планы, отсутствие закадровой музыки – все это признаки типичного артхауса. И в то же время, нельзя сказать, что это «кино не для всех». Это кино про всех. Про всех, кто когда-то взрослел, сталкивался с родительским авторитетом и делал попытки преодолеть его. Про всех, кто, вступая в новый неизвестный мир, уже не мог пользоваться привычным детским восприятием, и приходилось менять это восприятие налету, делать первые шаги вперед наощупь, на свой страх и риск. Кто-то называет Рорвахер – преемницей наследия великого Феллини. Но Феллини снимал притчи, а здесь – правдивая, утрированно реалистичная сказка, это другое.
«Чудеса» — вторая полнометражная работа режиссера, но ей уже пророчат большое будущее, связанное, в том числе, и со спасением итальянского кино. Не то, чтобы оно нуждалось в спасении. Но будет хорошо, если такой тонкий и хрупкий кинематограф найдет свое место в бурном современном мире. На Каннском фестивале этого года Рорвахер представила свой третий фильм «Счастливый Лазарь», будем надеяться, что его путь к российскому зрителю будет не таким долгим.
В кино — с 17 мая 2018 года, 16+
Текст: Александра Канапина