Рецензия на фильм «Черный клановец»

Черная комедия Спайка Ли, получившая гран-при жюри на Каннском фестивале в этом году. Фильм вызвал большой резонанс в киносреде, чего у этого режиссера не случалось уже довольно давно.

Фильм основан на книге-воспоминании реального полицейского Колорадо-Спрингс — Рона Сталворта, который стал первым (и, вероятно, единственным) черным членом Ку-Клукс-Клана. Случилось это, конечно, случайно, и он был только «голосом», а «лицом»-  другой белый полицейский под прикрытием. Но сама абсурдность ситуации несет в себе большой потенциал для комедии. Чем и воспользовался Спайк Ли. Рон (Джон Дэвид Вашингтон) ведет переговоры с клановцами, втирается в доверие и выясняет их планы, а Флип Циммерман (Адам Драйвер), называясь Роном, ездит на встречи и сходки со спрятанным под рубашкой микрофоном.

«Черный клановец» — политическая сатира. Это становится понятно по тем параллелям, которые авторы проводят между происходящими в фильме событиями и тем, что творится сейчас на экранах телевизоров. Но при этом складывается ощущение, что комедийная и остросоциальная составляющие фильма не вполне слились в единый коктейль. Создается впечатление, что они идут порознь: отдельно подается юмор, отдельно – серьезность проблемы. На протяжении всего фильма члены Клана, вплоть до самой верхушки, показаны нелепыми и комичными. Ничего плохого в этом нет, чувствуется режиссерский взгляд на ситуацию. А вот попытка под конец фильма отнестись к проблеме критично, и документальные кадры переворачивают с ног на голову увиденное ранее. Таким образом, фильм несет в себе двоякий посыл, что работает не в его пользу.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11398/20487.jpg

Кадр из фильма «Черный клановец»

Действие фильма происходит в 70-е годы и обращается ко многим событиями того времени – из истории американской борьбы с расизмом, начиная с Гражданской войны и первого появления ККК. И хотя в фильме эти моменты не настолько важны для понимания сюжета, все же незнание этого бэкграунда ослабляет впечатление от атмосферы. Конечно, она прекрасно создана костюмами, декорациями, музыкой того времени. В этом Голливуд давно вышел на высочайший уровень. Но все же рассказанная история настолько сильно завязана на локальную американскую историю, что зрителям других стран она может показаться не так близка.

И еще один, к сожалению, минус для нашего (да и вообще иностранного) проката – это дубляж. Весомая часть юмора фильма завязана на то, как главный герой общается по телефону с представителями Клана. В то время, если верить воспоминаниям реального Рона Слаоворта, было четкое убеждение, что черная часть населения говорит не так, как белая. (На этом феномене, кстати, строится другая комедия этого года – «Простите за бейспокойство» режиссера Бутса Райли. В ней менеджер по продажам продвигается по службе за счет того, что по телефону, «впаривая» продукт покупателям, использует «белый» голос. Эта картина, будем надеяться, еще появится в российском прокате). Возвращаясь к фильму Спайка Ли, хочется сказать, что большая часть юмора и того самого остросоциального смысла, на который делают ставку создатели, увы, теряется в дубляже. Хочется верить, что в оригинале фильм создает более цельное впечатление.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11398/20488.jpg

Съемки фильма «Черный клановец»

Безусловно, фильм снял прекрасно. Новичок в главной роли, Джон Дэвид Вашингтон, и заслуженный артист артхаусного кино, Адам Драйвер, составляют динамичный дуэт. Композитор Теренс Блэнчард, уже работавший со Спайком Ли на многих его фильмах, написал прекрасный саундтрек с запоминающимися лейтмотивами. Но несмотря на все достоинства, упомянутые выше недостатки не дают части зрителей прочувствовать и понять то второе дно, которое несомненно заложено в фильм.

В кино — с 4 октября 2018 г., 18+

Текст: Александра Канапина