Рецензия на фильм «Угоняя лошадей»

Норвежский фильм по одноименному роману Пера Петтерсона снял Ханс Петтер Муланд. Норвежские режиссеры не так известны по всему миру, но Муланд снял «Снегоуборщика» (2019) в Голливуде, поэтому вполне может претендовать на мировое имя. К тому же он – частый гость на Берлинском фестивале, где в этом году боролся за Золотого Медведя, но в итоге получил приз за выдающиеся художественные достижения.

История романа и фильма повествует о Тронде (Стеллан Скарсгард), пожилом мужчине, который уединяется в крошечной деревушке, подальше от всех, чтобы тихо доживать свои дни. После гибели жены в автокатастрофе, его уже ничего не радует и ничего не нужно от этого мира. Но именно в этом захолустье он вдруг встречает призрак прошлого, того далекого времени, которое он долго старался забыть. Воспоминания захлестывают с головой, а встреча со старым знакомым вновь открывает затянувшиеся раны. То лето с отцом запомнилось герою на всю жизнь и может помочь ему переосмыслить обиду и горечь, с которыми он жил долгие годы.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13435/35719.jpg

Кадр из фильма «Угоняя лошадей»

Совершенно неудивительно, что фильм взял приз за художественные достижения на 69-м Берлинском МКФ. Работа оператора поражает своей красочностью, размахом, насыщенностью цвета. Но дело не только в технических приемах – съемки велись в невероятно красивых локациях, где сама природа выступает непревзойденным художником. Могучий лес, река, поля, холмы – все это показано во всей красе, как в общих планах, так и в деталях. А если расширить спектр и охватить не только визуальные художественные достижения, то нам откроется еще и превосходная работа со звуком. Мельчайшие подробности полностью погружают зрителя в атмосферу беззаботного детства, насыщенного красками и звуками мира, который вспоминает главный герой на закате жизни.

К сожалению, сюжет не может похвастаться таким же изяществом и легкостью. История разбивается на две временные линии: лето 1948 года и зима 1999-го, в самый канун нового тысячелетия. Воспоминания Тронда постоянно уносят нас из снежной зимы в зеленое лето – довольно привычный прием для современного зрителя. Но во второй половине фильма в линию 48-го года врывается еще один флэшбэк, где юному Тронду рассказывают историю его отца. Это заметно усложняет повествование, так как данный эпизод врывается совершенно неожиданно. Какое-то объяснение необходимо по сюжету, но такой вариант прояснить мотивацию героев только создает путаницу. Это особенно неприятно, потому что именно здесь происходит переломный момент в отношениях отца и сына, определяющий все те чувства, которые одолевают Тронда-старика в 99-м году. К сожалению, здесь история теряет стройность и понятность, необходимые для эмоционального сопереживания герою.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13435/35740.jpg

Кадр из фильма «Угоняя лошадей»

Отдельно хочется отметить игру актеров. Скарсгард – заслуженный актер не только у себя на родине, но и во всем мире. Но здесь его ожидает не типичное для него амплуа – одинокого, покинутого, почти немощного уже старика. Пусть это – одиночество, на которое он сам себя обрек, но все же проникаешься к нему жалостью и сочувствием. Приятно увидеть именитого актера с необычной точки зрения. Другое открытие и большое достижение для фильма – Джон Рейнс, играющий 15-летнего Тронда. Это  его дебют в кино, и уровень его не многим уступает опытным актерам, с которыми он делит экран. Если он продолжит эту карьеру, то, вероятно, весьма преуспеет в ней.

Подводя итог, «Угоняя лошадей» — безусловно очень красивое, но немного сумбурное кино о том, как неуловимо прекрасен мир детства и как он же может оставить в нас глубокие раны, не заживающие до самой старости.

В кино — с 27 июня 2019 года.

Текст: Александра Канапина