Рецензия на фильм «Суспирия» Луки Гуаданьино

Новая «Суспирия» доказывает не только способность режиссёра Луки Гуаданьино работать с любым материалом, но и универсальность сюжета. То, что в семидесятые стало классикой джалло-кинематографа в конце второго десятилетия миллениума превращается в манифест женственности и величия принятия самой себя.

Время и место действия всё те же: послевоенная Германия, разве что школа танца «переехала» из Фрайбурга-им-Брайсгау в Берлин. Запретных лесов вокруг не будет, да они и не очень нужны, ведь сошедшие с ума героини теперь прячутся в кабинетах психиатров, а не в чащобах, которые просматриваются насквозь. Молодая американка Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает учиться танцам в пансионат, где всем заправляют ведьмы. Настоящие, прямиком с горы Броккен. Их глава – мадам Блан (Тильда Суинтон) – известная хореограф и танцовщица, которая с материнской нежностью и строгостью относится к девушкам.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11735/21181.JPG

Кадр из фильма «Суспирия»

Забавно, но факт: изображать женские сообщества как серпентарий больше не принято, сила женских братств растёт. Будь то конклав ведьм, танцевальная труппа или же ринг боёв реслинга, сплоченность девушек, их понимание и поддержка стоят над мелкими проблемами. Если в  «Суспирии» 1977 года дамы буквально шипели друг на друга, сравнивая ненавистных соперниц со змеями, в переосмыслении Гуаданьино девушки становятся гостеприимной семьёй для новеньких вне зависимости от языка или таланта. Это Женское братство стоит во главе практически всего, что происходит на экране: быт кровожадных ведьм подчинён четкому порядку, их глава контролирует не только повседневную жизнь обитательниц пансионата, но и их сны, которым бы позавидовали Луис Бунюэль с Сальвадором Дали. За безопасность и кров девушки отдают свой разум и, хоть явно это не показывается, но и потомство. Ежедневные ритуалы включают анализ мочи, а от видов таинств у кого угодно внутренности попросятся наружу.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11735/23446.jpg

Кадр из фильма «Суспирия»

Визуальная составляющая картины Луки Гуаданьино завораживает. Саундтрек к картине написал фронтмен «Radiohead» — Том Йорк, который меньше чем даром небес не назовёшь. В отличие от мира ужаса Дарио Ардженто, где всем правил цвет, в пансионате ремейка всё довольно скудно и обыденно, подчинено строю 70-х. За громадными окнами идёт дождь вперемешку со снегом, а внутри на место кислотного ар-деко пришел постаревший неоклассицизм с высокими потолками, громкой акустикой и сырыми стенами. Атмосфера зданий, настроения эпохи передаётся совершенно противоположными средствами. Серость Восточного Берлина, где протесты выражаются надписями на стенах, разбавлена резкими движениями в танце. Пока рваный монтаж чередует сцены с изгибами тела и жуткого насилия, вокруг пансионата продолжается война. Вообще современная «Суспирия» гораздо глубже смотрит в историю, чем оригинальная версия.

Параллельно истории Сьюзи перед зрителем проходят реальные события Германии 70-х с захватом самолёта «Фракцией Красной Армии». Молодёжь, иначе оценивавшая Вторую Мировую Войну, боролась с действующей властью и стремилась к мировой революции. Своеобразное предостережение для живущих в XXI веке, которое напоминает об ошибках прошлых поколений. Танцовщицам до информации из экранов и радио особо нет дела, разве что появляется хороший предлог забыть о сбежавшей подруге Патришии (Хлоя Грейс Моретц) и обвинить её в новых грехах. Сьюзи сменяет её, и все, кажется, готовы к этому нововведению.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11735/21180.jpg

Кадр из фильма «Суспирия»

Послевоенный Берлин оказывается разорван между двумя лагерями, но внутри него царят чувства, знакомые современному человеку. Стыд за молчание и страх ложатся на единственного героя истории — доктора Клемперера в исполнении Лутца Эберсдорфа (на самом деле это вымышленное имя для Тильды Суинтон в морщинистом гриме, но мы сделаем вид, что ничего не заметили). Вина народа за собственную жестокость в современном контексте становится виной мужского перед женским. И женское начало способно к прощению и освобождению, которое, тем не менее, потребует изрядного количества крови и унижений.

В кино — с 29 ноября 2018 г. 18+

Текст: Анна Неустроева