Рецензия на фильм «Роковое искушение»
Новый фильм Софии Копполы, «Роковое искушение», раскроет нам, какие страсти бушуют в закрытом женском пансионе, куда попадает брутальный раненый солдат. Как и в большинстве своих фильмов, София сама приложила руку к написанию сценария.
Эта картина является ремейком киноленты 1971 года режиссера Дона Сигела, в котором снялся Клинт Иствуд. История основана на романе Томаса Куллинана «A Painted Devil». В оригинале название ремейка такое же, как и у фильма 1971 года – «The Beguiled», что в переводе значит «Обманутый», но российские прокатчики, по-видимому, решили привлечь зрителей в кинотеатры более ярким и откровенным заголовком.
Впрочем, вряд ли фильм в этом нуждается, учитывая, что в роли соблазнителя выступает Колин Фаррелл, а его чарам противостоят Николь Кидман в роли строгой директрисы, Эль Фаннинг в роли юной кокетки и Кирстен Данст, играющая скромную учительницу. Последняя – давняя муза Софии Копполы: это уже четвертая совместная работа актрисы и режиссёра после фильмов «Девственницы-самоубийцы», «Мария Антуанетта» и «Элитное общество».
Кадр из фильма «Роковое искушение»
Если проследить фильмографию постановщицы, заметно, что ее всегда привлекала динамика отношений в группах, особенно в женских. В «Роковом искушении» эта тема продолжается. Основной идеей было представить, каково этим женщинам, получившим воспитание леди, и вынужденным выживать во время войны в изоляции от остального мира. «Я неоднократно замечала, как кардинально может измениться поведение женщин, когда рядом оказывается мужчина», — сказала она в интервью. София показала, как такие условия срывают внешний покров невинности и морали, стоит кому-то переступить запретную грань.
По сюжету, в 1864 году в США во время Гражданской войны раненый солдат-северянин попадает в женский пансион южанок в Вирджинии, где семеро женщин –директриса, учительница и юные воспитанницы – выхаживают его, затем влюбляются и начинают борьбу за его сердце. Атмосфера в пансионе накаляется, клубок из ревности, лжи и мести нарастает, как снежный ком, что приводит к трагическим последствиям.
Кадр из фильма «Роковое искушение»
Нельзя не заметить, что в оригинальной картине 1971 года гораздо больше напряженных моментов, когда невозможно оторваться от просмотра. Например, там одна из девочек спасает раненого солдата в лесу прямо под носом армии южан, а в ремейке малышке никто не мешает тащить солдата до пансиона. В оригинале директриса в прямом смысле вытаскивает раненого пленника из лап конфедератов, наврав им, что он ее кузен, и эта сцена в «Обманутом» — просто триллер! А в ремейке наш солдат благополучно отсиживается в дальней комнате пансиона, пока директриса скрывает от южан его существование. И таких моментов не в пользу «Рокового искушения» достаточно.
Так же новодел проигрывает фильму Сигала в плане раскрытия характеров героев – у него они интересные и объемные! У каждого героя в «Обманутом» есть свой бэкграунд, свое прошлое, которое делает их такими, какие они теперь, и зритель лучше подключается к ним, мол «Аа-а, теперь я понимаю, почему ты так себя ведешь!». К примеру, у директрисы пансиона мисс Марты есть брат, в которого она была влюблена, а раненый северянин напоминает его, и она невольно проецирует на солдата свое отношение к любимому. Учительница Эдвина не доверяет мужчинам, в том числе и раненому МакБерни, потому что ее отец всю жизнь изменял матери, а других мужчин она не знает, так как живет в пансионе с 15 лет. Поэтому понятно, почему Эдвина так легко обманывается и сходу влюбляется в обходительного солдата, так же, как понятно и то, почему она мечтает уехать отсюда. И у маленькой девочки, которая привела солдата из леса, отец умер в лесу от рук неприятеля, и именно ради его памяти она тащит тяжелого солдата до пансиона.
Кадр из фильма «Роковое искушение»
А в «Роковом искушении» у героинь нет тени прошлого, которое влияло бы на их поступки в настоящем, оттого их характеры выглядят более плоскими и линейными.
В «Обманутом» ярче выражены чувства героинь, они больше действуют, чтобы добиться своего. Так, например, Эдвина начинает ревновать солдата к своей воспитаннице-кокетке гораздо раньше постельной сцены, она страдает и подозревает солдата в двуличии. А кокетка, уязвленная тем, что солдат поцеловал Эдвину, в отместку подает армии южан сигнал о наличии противника в лагере. Здесь мы видим, как развивается отношение обитательниц пансиона к солдату, как борьба за его сердце становится все напряженнее, гайки закручиваются! А создатели ремейка будто удалили все логические связки из истории, из-за чего эмоции персонажей стали более куцыми, а их мотивы и действия не всегда ясны.
Кадр из фильма «Роковое искушение»
Характер самого МакБерни также лучше раскрыт в старой киноленте: в ней он весьма неоднозначен – он врет, изворачивается, но его можно понять. Поначалу главной задачей МакБерни является выжить и не попасть в армию противника. И он пытается как-то балансировать в этом женском коллективе, где у него могут возникнуть враги, если он не уделит им свое мужское внимание. Он должен укрепить дружбу с Мартой, чтобы она не прогнала его из своего пансиона, усмирить вредную кокетку, чтобы она не сдала его врагу, не потерять любовь миловидной учительницы и мягко подавить пыл младших учениц-патриоток. Ему действительно сопереживаешь! Затем его мотивация меняется – он понимает, что может прекрасно здесь устроиться. МакБерни 1971 года предвкушает, как хорошо ему тут будет жить, среди женщин, которые его обожают…
А герой Колина Фаррела с самого начала выглядит как хитрый лис, забравшийся в курятник и решивший поживиться всем подряд. Кто такой этот МакБерни на самом деле – непонятно. Возможно, такое впечатление сложилось потому, что Коппола намеренно делала солдата «темной лошадкой», чтобы показать ситуацию со стороны женщин, которые не знают, могут ли они ему доверять.
Кадр из фильма «Роковое искушение»
В обоих фильмах девочка, спасшая солдата, собирает для него ядовитые грибы после того, как он в порыве злости убил ее черепаху. Но в фильме 1971 года зритель видит мертвое животное и желание отомстить во взгляде девочки, а в ремейке эстетства ради мертвую черепаху (как и другую важную, но жесткую сцену) вообще не показывают и я, если честно, не сразу и поняла, осталась «Тортилла» жива или отправилась на тот свет. В общем, произошло в обеих кинолентах одно и то же, но в старом фильме мы видим боль и чувства героев, а в новоделе все оголенные эмоции замазаны, чтобы не портить красивую картинку, которая, кстати, является одним из достоинств «Рокового искушения».
При просмотре снятого на пленку нового фильма Копполы невольно любуешься его визуальной составляющей – картинка получилась наполненной мягким светом, уютной и немного размытой, будто полотно старинной картины. И, возможно, неприкрытая реальность со своей жестокостью нарушала бы эту особенность фильма.
Из плюсов стоит отметить игру актеров. Николь Кидман идеально подходит на роль строгой директрисы, так же, как Эль Фаннинг – на роль соблазнительной кокетки. Кирстен Данст непривычно видеть в роли тихой самоотверженной натуры, без памяти любящей солдата, но, как отмечает сама Коппола, ей нравится брать актеров на роли, в которых их никто не ожидает увидеть. Данст хорошо вжилась в роль, но излишне дородное лицо и фигура актрисы как-то не очень вяжутся с военным временем, когда население недоедало. София Коппола, кстати, просила ее сбросить вес для роли, однако Кирстен отказалась, заявив, что с ее пищевыми привычками и ненавистью к тренажерному залу это невозможно.
Кадр из фильма «Роковое искушение»
По трейлеру ремейка кажется, что режиссер творчески переосмыслила всю концепцию истории и это будет гонка на выживание, настоящий триллер, который покажет, на что способны истинные леди, если обмануть их любовные ожидания или загнать в угол, но вышло все немного иначе.
По сравнению с лентой Сигала новая экранизация романа легче и веселее по духу, и большую часть фильма игра актеров забавляла и смешила кинозал. Поэтому, пока дело не дошло до постельной сцены, казалось, что это комедийная мелодрама о тайных чаяниях одиноких женщин в военное время.
Дальше сюжет внезапно превращается в триллер, когда капрал МакБерни, озлобленный коварством женского коллектива, резко берет власть в пансионе в свои руки и женщины пару сцен дрожат от ужаса при мысли о своей дальнейшей судьбе. Здесь все ярче проявляется страсть, злость и отчаяние пленника – он кричит, охаивая женщин, угрожает им, хватает за волосы воспитанницу, грубо рвет платье на влюбленной в него учительнице. Этим ремейк выгодно отличается от кинокартины 1971 года, где характер солдата после всех потрясений остается гораздо более сдержанным.
Кадр из фильма «Роковое искушение»
Тут зритель только было адаптировался, что теперь он смотрит немного другое кино, когда барышни без особых усилий отомстили обнаглевшему янки и, отряхнув юбки, степенно и с достоинством вернулись к своим обычным делам. В фильме нет постепенного нагнетания, каких-то попыток женщин совладать с ситуацией, прежде чем прибегнуть к жестким методам, но, вероятно, так оно и задумывалось?
В общем, тем, кто не имеет завышенных ожиданий после просмотра трейлера и не видел картину «Обманутый», фильм Софии Копполы должен понравиться. Учитывая, что картина получила приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, Вам стоит посмотреть фильм и самим все рассудить. «Роковое искушение» ждет Вас в кино с 27 июля.
Текст: Елена Шарифуллина