Рецензия на фильм «По воле Божьей»
29 апреля 2019 года наконец-таки выходит в прокат фильм Франсуа Озона — «По воле божьей». Освящение ведущегося по сей день скандального «церковного» дела, до сих пор имеющего общественный резонанс. Мир посмотрел картину за две недели до Рождества, премьеру в России несколько раз переносили.
Режиссер пересказывает реальные истории Александра (Мельвиль Пупо), Франсуа (Дени Меноше), Эммануэля (Сванн Арло) и Жиля (Эрик Каравака), в детстве переживших насилие. Прошло тридцать лет, истек срок давности, уже подрастают сыновья и дочери героев. Но те встревоженные мальчики не спрятались в лабиринтах памяти и отрицания, а рвутся наружу, требуя справедливости и ответов, потому что, наконец, осознают: что-то было не так. На наших глазах постепенно разворачивается драма таких масштабов, что выходит за границы Лиона, Франции и понимания. Мужчины объединяются против старейшего священника, поломавшего жизнь полусотне мальчиков. Но главная битва будет не со старым извращенцем, а с предрассудками, бездействием и даже с законом.
Кадр из фильма «По воле Божьей»
Когда узнаешь тему новой картины, волей-неволей задумываешься, стоит ли смотреть, ведь французский мэтр известен умением спровоцировать даже искушенного зрителя. «Нет ли там чего-нибудь этакого?» − задается вопросом внутренний консерватор. Нет, двухчасовая история не будет тешить мещанские вкусы. Напротив, самый нетипичный фильм Озона не содержит откровенных сцен, однако насыщен исповедальными монологами как способом пережить реальное, а не реалистичное страдание.
Первые полчаса мы следим за перепиской кардинала Барбарена (Франсуа Марторе) и Александра Гиера. Участливые поначалу ответы Его Высокопреосвященства становились все более формальными, а письма Гиера – раздраженными. Вместо игры воздуха и света выступает на первый план толщина стен Лионского собора, а в кабинетах Любовь уступает место канцеляриту.
Кадр из фильма «По воле Божьей»
Уделив достаточно внимания Александру, Озон рассказывает следующую историю, а за ней третью, искусно разматывая клубок страшных воспоминаний. Эстафета не только еще одна черта документалистики: она напоминает, что в конце гонки команда соберется вместе. Так рождается новое сообщество. Оставленные один на один со своими страхами люди объединяются, и мы чувствуем трогательную, но крепкую гражданскую силу. Теперь в округе их узнают по браслетам, а они «своих» – по особому выражению глаз.
Режиссеру удалось избежать излишней слащавости и псевдовосторга, которыми часто «грешат» подобные сюжеты. Он любуется сознательностью героев, но проводит каждого через новое испытание: не заиграется ли, сохранит ли свою веру, не станет ли спекулировать на внезапной популярности? Прошедшие через предательство и равнодушие мужчины должны честно ответить на эти вызовы.
Франсуа Озон выбрал жанром смесь вербатима, документального театра, и драмы, однако изначально хотел снять именно игровое кино: визуально красивое, тонкое, пластичное, но ужасающе правдивое. По его великому замыслу, оператор Мануэль Дакоссе оживил в кадре великолепие Лиона, братья Гальперины добавили музыки, и если можно было бы воздействовать на наше обаяние, создатели, безусловно, сделали и это. Но разрывающий спокойствие церковного пространства гулкий отзвук каблучков психолога епархии, Режин Мэр (Мартина Эрель), возвращает зрителя в реальность. То же делают финальные кадры, которые несколько раз изменялись, напоминая, что события разворачиваются не только на экранах, но в залах французского суда.
Франсуа Озон на съемках фильма «По воле Божьей»
Адвокаты Барбарена, возможно, забросают киношников исками за попытку повлиять на следствие, но Озон уже вынес приговор: нельзя прятать за традициями и благочестием детский страх и бессилие, за презумпцией невиновности – полумеры. Социальный и гуманистический пафос фильма направлен на борьбу не с институтом церкви, а с институтом лжи. Она может прятаться в любом месте, где ребенок безоговорочно доверяет взрослым, ведь даже извращенец Прэйна (Бернар Верле) представлен больным ничтожным человеком, а настоящим злом выглядит «хорошая мина» тех, кто мог оградить детей от опасности, но предпочел блюсти нерушимость системы.
В целом, получилась деликатная картина, провозглашающая свободу слова и уважение к личной жизни, выбору конфессии и неприкосновенности как высшей ценности. Она против замалчивания преступлений и издевательств над детьми, а не против веры. Неслучайно, люди, сохранившие преданность Богу после всего ими пережитого, оказываются более симпатичными.
В кино — с 29 апреля 2019 года. Фильм получил Гран-при жюри на 69-м Берлинском МКФ.
Текст: Ксения Широких