Рецензия на фильм «Пираньи Неаполя»

Что будет, если враждующим бандам мальчишек с разных районов дать настоящие пистолеты и автоматы? Что если игра в войну перестанет быть игрой? Об этом рассказывает фильм по бестселлеру Роберто Савиано, который уже завоевал скандальную славу своим предыдущим романом — «Гоморра».

Нико — предводитель одной из банды мальчишек, которые хулиганят на улицах города. В своем районе они наводят свои порядки и пытаются не пускать туда чужаков. Но дело в том, что они — еще подростки, а в мире старших заправляют совсем другие люди и силы. Несколько влиятельных семей и группировок делят город на части и собирают «дань» с простых жителей и работяг за то, что те находятся под их протекцией. Такую дань платит и мать Нико. Банда мальчишек пару раз нарывается на подзатыльники от больших шишек мафиози, и приходит понимание, что надо что-то менять, надо расти в этих джунглях и стараться отхватить себе кусок пирога. Только вот не слишком ли большой кусок пытаются откусить Нико и его друзья?

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/12850/31984.jpg

Кадр из фильма «Пираньи Неаполя»

Фильм затрагивает очень много острых тем. Тут и проблемы взросления, и семейные ценности, и первая любовь, и самое важное — власть и все, что она приносит с собой. Наслаждение превосходством над другими, деньги, уважение окружающих, и в то же время — постоянная угроза со стороны соперников и огромная ответственность перед теми, за кого ты отвечаешь. Кроме того, за власть всегда приходится платить, а цена порой бывает очень высока. Просто невероятно, на что решаются эти мальчишки, еще совсем дети, ради того, чтобы почувствовать себя на вершине мира. И тем более удивительно, что им это удается, городские власти будто ничего не замечают, а в остальных ситуациях все вопросы решают деньги.

Деньги в этом фильме — главный катализатор событий. Именно жажда денег, богатства заставляет героев изначально пойти на мелкие преступления. Потом ставки растут, денег становится уже недостаточно. После эпизода со свадьбой главный герой понимает, что деньги — это только половина уравнения. Вторая половина — насилие. И с небывалой легкостью он идет на этот шаг, а за ним идут и остальные. Заполучив оружие, банда подростков берет верх над другой группировкой, и мальчишки становятся королями. Они упиваются своим положением именно так, как видели это в кино или наблюдали в жизни старших: клубы, алкоголь, наркотики, девочки. Наблюдать за этим жутко. Никак не удается поверить, что этим мальчишкам по 14-15 лет. Только у Нико проскальзывает в глазах какая-то озабоченность, остальные ни на минуту не задумываются о последствиях.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/12850/31987.jpg

Кадр из фильма «Пираньи Неаполя»

Но есть и третья составляющая, которая входит в состав жуткого коктейля власти: страх. В последней части проявляется и он. Утвердившись на вершине, нужно еще и удержаться на ней. А что, если найдется рыба покрупнее? Она всегда находится. Да и борьба за власть на уровне города — это уже совсем не то, что внутри одного района. Все становится еще жестче и требует еще больших жертв. Страх, что тебя могут скинуть с пьедестала; что за поворотом тебя ждут злоумышленники с автоматами; что каша, которую заварил, переросла в какой-то чудовищный водоворот, который уже не по зубам — но из него уже не выбраться. Идти можно только вперед, становиться все жестче, терять самое дорогое. Обратной дороги нет. И финальный кадр фильма не оставляет никаких сомнений: Нико пойдет до конца. В нем уже умерло все наивное мальчишеское, остается надеяться, что останется хоть что-то человеческое. Но и эта надежда не велика.

Фильм страшен по своему содержанию. Подвижная камера, динамичный монтаж, не сбавляющий темпа сюжет только подстегивает интерес зрителя. Ближе к финалу хочется верить в благополучный исход для главного героя — что ему все-таки удастся сбежать и вырваться из этого ада — но автор убивает эту надежду. Возможно, историю можно было бы рассказать чуть менее подробно, но некоторую затянутость фильма можно простить: создаваемая атмосфера и игра главного актера стоят того, чтобы потратить на это время.

В кино — с 25 апреля 2019 года. 18+

Фильм получил «Серебряного медведя» за лучший сценарий на 69-м Берлинском МКФ.

Текст: Александра Канапина