Рецензия на фильм «О теле и душе»: «We found love in a hopeless place»
В этом году жюри Берлинского кинофестиваля подвело совершенно неожиданные итоги. Вопреки предположениям критиков, что лучшей лентой смотра станет новый фильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», «Золотого медведя» забрала лишённая каких-либо социальных подтекстов картина, где не затрагиваются насущные мировые проблемы. Она называется «О теле и душе» и снята венгерским режиссёром Ильдико Эньеди, которая 18 долгих лет не занималась полным метром. О чём же Эньеди решила рассказать после столь долгой паузы, читайте в нашей рецензии.
Эндре – директор скотобойни, который редко общается со своими подчинёнными. Но однажды на работу приходит она – новый инспектор по контролю над качеством, Мария, которая страдает от обсессивно-компульсивного расстройства. В обычной жизни они вряд ли бы заговорили друг с другом, но волей неволей на работе им приходится вступить в беседу. И тут на производстве случается кража, после чего всем работникам в обязательном порядке предстоит общение с психологом. С большим удивлением она обнаруживает, что Эндре и Марии снится один и тот же сон, будто они в образе оленей вместе проводят время в лесу, после чего их отношениям суждено выйти на другой уровень.
Кадр из фильма «О теле и душе»
Фильм можно условно разделить на две части. Первая развивается бодро и интригующе. Именно в ней присутствуют сцены, которые могут шокировать неподготовленного зрителя. Если вы насмотрены такими картинами, как «Земляне», то вам нечего бояться – вы всё это и так видели. А если вы никогда не задумывались, каким образом мясо попадает к вам на тарелку, то будьте готовы испытать шок. Однако не спешите уходить с сеанса, этот фильм вовсе не пропаганда вегетарианства, и залитый кровью пол – это не главный инструмент воздействия на зрительское сознание. Во второй половине сюжет постепенно перетекает в меланхоличную драму о сокрушающем человека одиночестве и неприятии себя. И ей удаётся сохранить свет, юмор и надежду на спасение души, потому что отныне на экране господствует Любовь.
Эньеди создала самую настоящую сказку в совсем не детской и кровавой оболочке. Конец её с трудом вписывается в слова «долго и счастливо», скорее, остаётся открытым. Это сказка о маленьком человеке и его маленькой жизни в своём маленьком мире, которому чужды болезни современного мира. Это тихий крик человека, который устал от происходящего в мире, и концентрируется исключительно на личном, внутреннем, душевном… Единственное, что напоминает о глобальном – это ужасы животноводства, но идея, что фильм снят ради этого, более чем сомнительна.
Кадр из фильма «О теле и душе»
«О теле и душе» – это трагикомедия, сплошь состоящая из контрастов и противопоставлений. Человек и животное, мужчина и женщина, свобода и заточение, сон и реальность – даже в названии сталкиваются два неотделимых друг от друга, но противоположных понятия. Более того, перед вами история любви на скотобойне, что сразу говорит о полярности картины. Это кино одновременно милое и устрашающее, и только зрителю дано право сделать для себя вывод, чего же в нём больше.
Но более всего картина Эньеди трогает актёрами и их нежной игрой. Они не просто похожи внешне на животных из своих снов, им действительно удаётся создать магию на экране. Интересно, что Александра Борбей в жизни очень отличается от своей героини, а Геза Морчани и вовсе не профессиональный актёр, отчего картина становится ещё более ценным сокровищем. Ну а композиция в исполнении Лоры Марлинг ещё долго будет вызывать мурашки на вашей коже.
В кино — с 12 октября.
Текст: Маргарита Ельчина