Рецензия на фильм «Оленья кожа»

Фильм режиссера и сценариста, Квентина Дюпье, рассказывает необычную историю о человеке, одержимым непреодолимым желанием обладать одеждой из 100% оленьей кожи. Начинается все с куртки… и это становится первой ступенькой, которая приведет главного героя к настоящему безумию.

Жорж, сыгранный очаровательным Жаном Дюжарденом, покупает за баснословные деньги куртку из оленей кожи. Его восхищение не знает границ, он задерживается у каждого зеркала и свято верит в то, что и окружающие в таком же восторге от его новой куртки. Поведение Жоржа с самого начала ставит под вопрос его адекватность, но вскоре он начинает еще и вести разговоры со своей обновкой – отвечает сам себе от имени куртки. И она не просто отвечает, а делится сокровенными мечтами и ставит перед ним невероятные цели. Эта необъяснимая нездоровая одержимость превращает героя из странного чудака в опасного преступника.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13647/37958.jpg

Кадр из фильма «Оленья кожа»

Несмотря на жуткое поведение Жоржа, фильм не выглядит мрачным или страшным. Светлые тона маленького французского городка, серая погода поздней осени, цветокоррекция с малой контрастностью – все это делает фильм визуально максимально безобидным. Плюс ко всему, даже самые странные и страшные преступления сопровождает незамысловатая легкая музыка. Это сразу настраивает зрителя на отрешенный лад: мы совершенно спокойно относимся к тому, что происходит на экране, нам не предлагают этому сопереживать. Мы просто наблюдаем. Позиция стороннего наблюдателя подкрепляется документальной съемкой: вместе с курткой Жорж получается видеокамеру и начинает снимать себя в ней, а потом – и все свои преступления. Этот сюжетный ход – фильм в фильме – создает эффект матрешки и дополнительно напоминает зрителям, что это выдумка, а не события реальной жизни.

Но даже без этого приема сложно было бы представить себе такие жизненные обстоятельства. Мотивация героя здесь сведена к минимуму. Нездоровая любовь к одежде из оленьей кожи здесь никак не объясняется, а просто дается как данность. Такому герою непросто сопереживать. Без малейших угрызений совести он совершает аморальные поступки и преступает все законы. Но при этом, весь мир, построенный сценаристом вокруг героя, как будто играет по его правилам. Жоржа не ищет полиция, никто не обращает внимания на его странное поведение. У него даже появляется сообщница – официантка из местного бара. И этим странным дуэтом они продолжают вершить свои кровавые дела под предлогом съемок фильма. Пока совершенная случайность не прерывает их деятельность – и весь фильм.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/13647/37954.jpg

Кадр из фильма «Оленья кожа»

«Оленья кожа» — очень непонятный фильм. Здесь нет логики происходящего, нет сильного героя, даже мотива преступления,как такового нет. По ассоциации с ожившим предметом, который начинает руководить своим хозяином или владельцем, вспоминается фильм Джоди Фостер — «Бобер». Но это, пожалуй, единственная общая черта, которая связывает такие разные фильмы. В «Оленьей коже» не наблюдается той сложной психологической драмы, которая развивается в «Бобре». Нет и развития героев. Из всего этого встает логичный вопрос: о чем этот фильм и зачем он был снят? Ответа на него, увы, не дается. И если забыть о том, что на счету Дюпье уже восемь полнометражных фильмов, можно было бы предположить, что это – просто работа студента киношколы, которому захотелось хоть как-нибудь выделиться из общей массы.

Фильм открыл секцию «Двухнедельник режиссеров» в Каннах в этом году.

В кино со 2 августа. 18+

Текст: Александра Канапина