Рецензия на фильм «Один король — одна Франция»

Французский режиссер, Пьер Шоллер, обладатель приза ФИПРЕССИ за драму «Управление государством» в программе «Особый взгляд» в Каннах в 2011-м году, выпустил историческую киноэпопею  с громким названием — «Один король — одна Франция».  Лента посвящена Великой французской революции, о которой французы никогда не устанут говорить. Шоллер собрал сильных актеров. В ленте можно увидеть и Гаспара Ульеля, и Адель Энель, и Лорана Лафитта, и даже Луи Гарреля в парике и чулках.

Итак, Франция, 1789 год. Бастилия взята и разобрана на камни. Король под давлением народа покидает Версаль и поселяется в Париже, городе, который уже насквозь пропитан духом свободы. Колесо революции запущено, и вряд ли кто-то или что-то сможет его остановить. Перемены неизбежны. Народ доведен до отчаяния нищетой и голодом. На фоне этих печальных, но в то же время важных событий встречаются Базиль и Франсуаза…

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11755/25314.jpg

Кадр из фильма «Один король — одна Франция»

Синопсис обещал нам красивую и трагичную историю любви, режиссер — показать страшную, не поэтичную сторону революции. Но в итоге получилась лента без главных героев, какого-либа действия, наполненная сплошными разговорами. Персонажи Гаспара Ульеля и Адель Энель вроде бы и пытаются время от времени перехватить внимание на себя, но большая часть фильма все же уделена заседаниям, быту короля и стеклодуву. Пытаясь рассказать об ужасах, пришедших вместе со «свободой», Шоллер немного увлекся разговорами. Фильм просто пестрит диалогами и рассуждениями о короле, его роли в жизни страны, его значимости, о том, что такое свобода и какой она должна быть и т.д. Кажущиеся бесконечными заседания госдеятелей сменяются сценами бедной жизни простых людей. В этих эпизодах мы видим, что в то время, как в зале заседаниях льется рекою пустая, ни к чему не приводящая речь, в венах горожан бурлит кровь от негодования и отчаяния, готовая вот-вот вылиться на улицы Парижа. Нищий, голодный народ, доведенный до отчаяния решается на крайние меры — сперва взять оружие, а после — казнить короля.

Ничего не изменилось за столько лет. Пока власть имущие протирают штаны на бессмысленных ассамблеях, натерпевшийся народ  бастует и  пусть медленно, но верно, движется к новой революции. Пьер Шоллер искренне пытается показать нам, что нет ничего хорошего в таком методе борьбы.  Но и терпеть принижения и голодать люди не могут вечно. Бойтесь народного гнева. Однако нет никакой гарантии, что  одного тирана не сменит другой.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11755/25319.jpg

Кадр из фильма «Один король — одна Франция»

Несмотря на то, что драма Шоллера посвящена вроде как Революции, можно найти в ней и зародыши феминистского движения. Вообще режиссер отдает женщинам в своей картине чуть ли не главную роль. Франсуаза всегда в первых рядах на собраниях, она не скрывает того, что ее голос, как и других женщин, также должен быть учтен при голосовании. Вся ее героиня дышит эмансипацией и свободолюбием, словно действие происходит не в 1789 году, а в 2018-м. На ее фоне герой Гаспара Ульеля теряется. По замыслу режиссера именно он должен сменить главу общины и стать новым лидером. Но Базиль у Ульеля вышел таким робким «неумехой», что иногда невольно сомневаешься в его способности вести народ за собой. Слишком он неуклюж и тих.

Французская революция, неоднократно воспетая многими писателями, от Дюма до Гюго,  — невероятно интересная тема для кино. Но, к сожалению, Пьер Шоллер не смог вкусно «подать» ее. Даже Мария-Антуаннета, яркая интригантка и сплетница, получилась у него пустой, молчаливой простушкой.

В кино — с 6 декабря 2018 года.

Текст: Наталья Тимонина