Рецензия на фильм «Не в себе»
«Не в себе» — новый проект Стивена Содерберга, режиссера фильмов «Одиннадцать друзей Оушена», «Эрин Брокович» и «Больница Никербокер». Это первый психологический триллер Содерберга, причём полностью снятый на «iPhone» всего за пару недель.
Героиня «Не в себе» — девушка с необычным именем Сойер Валентини (Клер Фой) — недавно переехала на новое место, и на первый взгляд, ведёт обычный образ жизни. Днем целиком посвящает себя офисной работе, в обед болтает с мамой по «Facetime», а вечером встречается с парнями из «Tinder». Но это только видимость нормальной жизни, за которой прячется параноидальная мания преследования. У Сойер навязчивая идея, что её постоянно преследует поклонник, и именно поэтому, она переехала в другой город. Она меняет распорядок дня, время обеда и пути маршрута, но всё это не помогает ей справится с психологическими проблемами.
Кадр из фильма «Не в себе»
Именно поэтому девушка обращается к психологу в клинику «Горный ручей», и не глядя, подписывает договор, который оказывается билетом на принудительную недельную госпитализацию в медучреждении. Теперь она узница в психиатрической клинике, и ей придется разобраться в своих страхах и понять, существует ли её преследователь на самом деле или всё это происходит лишь в её голове.
Сама история «Не в себе» сначала кажется очень похожей на фильм «Лекарство от здоровья» Гора Вербински, но это не так. Стивен Содерберг снял очень качественный психологический триллер, в котором он погружает зрителя в атмосферу психиатрической клиники. Здесь и врачи, которые работают ради страховки, и насильник на принудительном лечении, и девушка, которая пытается привлечь к себе внимание суицидом, и даже журналист, который расследует аферы клиники изнутри.
Кадр из фильма «Не в себе»
Картина «Не в себе» полностью снята на «iPhone», но все стандартные режиссерские приемы Содерберга на месте. Крупные планы с лицами героем, словно общающиеся со зрителями по «Facetime», только усиливают эффект присутствия, а в какие-то моменты нагнетают и без того тревожную атмосферу. Нельзя сказать, что триллер захватывает с первых минут, сюжет развивается достаточно поступательно, и местами немного затянуто. В некоторые моменты фильм достаточно предсказуем, но это не портит общее впечатление от просмотра. Но в целом, своей достаточной предсказуемостью картина будет держать зрителей в напряжении до самого финала.
Клер Фой отлично справляется с ролью жертвы, попавшей в принудительное заключение. С одной стороны, её героиня верит в то, что её преследует маньяк, а с другой, начинает сомневаться в этом. Она очень умело вызывает и сочувствие, и недоверие, и сопереживание. Зритель до какого-то момента будет теряться в её иллюзиях, показанных сквозь призму происходящего в психиатрической лечебнице. Этим сценарным ходом картина чем-то напоминает «Остров проклятых», хотя, безусловно, не дотягивает до него ни по сценарию, ни по исполнению. Героиня фильма Сойер словно попадает в хитросплетенную паутину и всё больше и больше запутывается, и вязнет в ней.
Кадр из фильма «Не в себе»
В паре с Клер Фой играет Джошуа Леонард, и вот его роль очень убедительна. Леонард не подводит ни единым жестом, и его герой вызывает четкую антипатию с первых минут. Актер уверенно воплощает свой образ — человека одержимого идей, и думаю, что после просмотра, вы будете обращать внимание на бородатых и милых мужчин рядом. Возможно, они не такие милые, как кажется на первый взгляд.
Новый триллер Содерберга — это некий застывший слепок нашего времени. В эру цифровых технологий и мессенджеров, человек может случайно попасть в ситуацию, из которой он не сможет выбраться сам. И никакие современные технологии ему в этом не помогут. Жажда быстрых денег одних людей, плюс психические расстройства других и безразличие окружающих могут превратить чью-то обычную жизнь в отдельно взятый филиал ада.
Достаточно простая история «Не в себе» к финалу превращается в очень мрачный психологический триллер, который только усиливается эффектом съемки на мобильный и хорошим саундтреком. И да, концовка фильма однозначно порадует любителей триллеров.
В кино — с 29 марта 2018 года. 18+
Текст: Дмитрий Шилов