«Неизвестная»: образ Франции с ее «маленькими людьми» и проблемами эмигрантов
Драма братьев Дарденн, «Неизвестная», как яркий представитель их творчества сосредоточила внимание зрителя на главной героине — Жанин Давэн. Начинающий молодой врач стремится на совесть выполнять свою работу, помня о клятве Гиппократа. В то же время она убеждена: при глубоком переживании за каждого пациента хорошим диагностом не стать. Это и стремится донести до своего молодого практиканта. Этот вопрос приводит их к серьезному конфликту.
Однажды вечером, когда прием был уже закончен, в дверь позвонили,но доктор запретила практиканту открывать. Это было последней каплей, произошла их ссора, практикант решил бросить медицину и поехать к себе в деревню. После работы Жанин ждали на вечеринке коллеги. Поздравления с началом карьеры, вино, хорошее настроение. Но на лице героини нет улыбки. Вообще кажется, что за весь фильм она ни разу так и не улыбнулась, разве что на приеме у пожилого пациента, с которым разговаривала просто и по-человечески.
Утром, придя на работу, доктор встречает следователя и узнает об убийстве молодой чернокожей девушки.Запись с видеокамеры показала, что именно она пыталась достучаться в клинику. Этот факт переворачивает жизнь главной героини: теперь она одержима идеей узнать имя незнакомки, чувствуя свою вину в случившемся. На этом пути она столкнется с самыми разными препятствиями, даже с угрозой физической расправы.
Дарденны мастерски передают внутреннее состояние героини: момент «слома» убежденности в собственной правоте, чувство вины, отчаяние поиска, целеустремленность и рассудительность без лишних эмоций. Сосредоточенность Жюли на поиске информации о погибшей девушке подчеркнута неизменным серым пальто в клетку, серьезным взглядом и даже тем, что героиня перебралась жить в кабинет, чтобы не упустить ничего важного.
Постепенно информация о девушке выясняется: эмигрантка, сомнительного рода деятельности, похоронена на кладбище для бездомных. Доктор Давэн отчаянно нуждается в друге, чтобы поделиться происходящим в ее душе. И она отправляется в деревню к своему практиканту, где убеждает его вернуться к медицине.
Когда наконец происходит разгадка детективной истории Незнакомки, главная героиня не выдает ни радости, ни облегчения. Быть может, только сдержанные объятия со старшей сестрой Неизвестной что-то выражают. Но как-то очень скупо, дежурно.
Фильм Дарденнов «Неизвестная» — реализм, минимализм, гуманизм во всей красе современной Франции с ее «маленькими людьми» и проблемами эмигрантов. Но это, конечно, по первому плану. Если копнуть чуть глубже, напрашиваются извечные философские вопросы жизни и смерти, чувства долга и ответственности, человеческого достоинства, случайности и предопределенности. Дарденны будто «подкармливают» вдумчивого зрителя качественным продуктом с безопасным составом в упаковке со сдержанным дизайном. Любимый формат фестивалей. В кинотеатрах «Неизвестную» можно посмотреть с 17 ноября.
Текст: Юлия Бутырина