Рецензия на фильм «На границе миров»: странная сказка

Не все сказки повествуют о добрых феях, эльфах, драконах и единорогах. Например, оригинальные сказки братьев Гримм не отличались добротой. Вот и эта сказка – изначально новелла шведского романиста и сценариста, Юна Айвиде Линдквиста, а затем и фильм иранского режиссера Али Абасси – вовсе не о безобидных говорящих зверушках, а о чем-то гораздо более темном, мрачном, неприятном. Самый необычный фильм в программе Каннского фестиваля этого года взял награду «Особый взгляд». Взгляд и, правда, особый.

Тина  не самая обычная женщина. Помимо внешности, которая далека от мордашек со страниц глянцевых журналов, у нее есть необычайное чутье – она по запаху определяет эмоции людей вокруг. Эта ее способность здорово помогает в работе в таможенной службе портового города. В потоке прибывающих людей она выделяет тех, кого мучает страх или стыд. Но однажды ей встречается очень необычный персонаж. В нем сразу чувствуется родственная душа, он – такой же странный, как и она. Это становится причиной знакомства, дружбы, любви. А потом таинственный незнакомец рассказывает Тине о вещах, которые перевернут весь ее мир.

Рецензия на фильм На границе миров КультКино cultofcinema.com

Кадр из фильма «На границе миров»

Свое творчество сам режиссер рассматривает как жанровое кино. В качестве вдохновителей и примеров для подражания Абасси называет Вагнера, Бунюэля, Феллини. Тех, кто смог соединить разные жанры, создать многослойные и многогранные произведения. С творчеством шведского писателя Линдквиста он впервые ознакомился на примере книги и экранизации «Впусти меня», которую называет «инъекцией фантастики в нетерпимый к инородным телам реализм». Так же можно охарактеризовать и собственный опыт Абасси переноса на экран истории Линдквиста.

Сильнее всего необычность фильма чувствуется в визуале. Зритель, избалованный красивыми и тонкими деталями, здесь будет поражен. Изображение остается высокого качества, но то, что именно мы видим, может вызвать жесткую неприязнь и отторжение. Так близко и так подробно показывать всю негламурную сторону природы решится не каждый. Черви, насекомые, естественная дикость и животность главных героев показана с предельной прямотой. Ведь они – тролли, как открывает для себя Тина (а вместе с ней и зритель). Эти сказочные существа стараются вести привычный для людей образ жизни, хотя им это совсем не свойственно. Та темная,  с человеческой точки зрения, сторона, которая всегда была в ней и которую она долго и успешно подавляла, предстает перед ней во всей красе. Она заново открывает мир и себя, поддавшись обаянию нового друга.

Рецензия на фильм На границе миров КультКино cultofcinema.com

Кадр из фильма «На границе миров»

Но героиня не может полностью погрузиться в этот прекрасный для себя мир. У нее есть работа, есть некоторые обязательства перед людьми. Она росла среди них и очень долго жила по их законам. А то, что предлагает ей Вурэ, далеко от тех принципов, по которым она жила до сих пор. И для Тины встает выбор, как жить дальше. Чувствовать себя не такой как все, ощущать призрение, непонимание окружающих, выбирать одиночество и природный мир? Но когда появляется возможность разделить это одиночество с себе подобным, почувствовать родство, как можно от этого отказаться? Героиня оказывается на границе миров, таких разных, но к которым она в равной степени принадлежит. И выбор, стоящий перед ней, совсем не так прост, как может показаться.

В своем интервью режиссер говорит: «Мне особенно интересны ситуации, когда наши животные инстинкты конфликтуют с законами обществ». Именно в такой конфликтной ситуации находит себя его героиня. Фильм все время держит в фокусе внимания ее взгляд на ситуацию, зритель узнает все то же самое, что узнает она сама. Прекрасно, что удалось передать непростые внутренние переживания без таких вспомогательных средств как закадровый голос или особо драматичная музыка. Музыки в фильме мало, основной способ создания нужной атмосферы становится прекрасная актерская работа. Ева Меландер и Ээро Милонофф отлично справляются с задачей создания сложных многогранных персонажей, несмотря на сложный грим. В сочетании с операторской работой и специфичностью материала, почерпнутого из новеллы Линдквиста, получается странная, порой страшная, но очень современная сказка.

В кино — с 25 октября 2018 года. 18+

Текст: Александра Канапина