Рецензия на фильм «Матильда»

26 октября на российские экраны вышел «самый ожидаемый фильм года» — «Матильда». Самый «распиаренный» российский фильм года — да, но вот с «ожидаемым» можно поспорить. Антирекламная кампания, которую развернула депутат Поклонская, сделала свое дело — пробудила интерес к фильму даже у тех, кому подобный жанр безраличен, а имя Алексея Учителя и вовсе не знакомо. Но оставим лирику и перейдем к делу.

Идею создания картины Учителю предложил Владимир Винокур, возглавляющий Фонд в поддержку культуры и искусства. Его жена — в прошлом балерина, а дочь танцует в Большом театре. На тот момент уже имелся готовый сценарий, но это был байопик в чистом виде, полностью посвященный Матильде Кшесинской. Алексею Учителю как режиссеру он показался не интересным, и было решено сместить акцент на личность царя, Николая II, и его отношения с балериной. Почему, однако, картину назвали «Матильда» — не понятно: фильм, действительно, больше не о ней, а о слабохарактерном мужчине, не способном отстоять собственное мнение и мечущимся между двумя юбками. Никакой симпатии главный герой не вызывает, как и все остальные персонажи.

Кадр из фильма «Матильда»

Создатели «Матильды» обещали историю, «изменившую Россию», «страсть, ставшую легендой». Назвали ленту «главным фильмом года» и «самым ожидаемым». Но в итоге получилась блеклая, посредственная картина, лишенная какой-либо любовной искры и красок. История любви балерины и наследника русского престола не вызывает восхищения и сопереживания. Во время просмотра вспомнились герои «Титаника» и «Сибирского цирюльника», их любовь и то, как мы переживали за них. В «Матильде» нет даже намека на такое «вечное» чувство. Красивые жесты в виде дорогих подарков, туры в кружевах, прогулки на воздушном шаре и бесконечные пробежки по дворцовым коридорам, сопровождающиеся смехом героини, напоминают приемы из обычного голливудского «ромкома», которые мы видели сотни раз. Уже на 30-й минуте становится скучно. Чем закончилось дело — известно, оставалось только гадать, удастся ли Матильде прокрутить все 32 фуэте. Собственно, вот и вся интрига картины. Но и она быстро становится очевидной.

Кадр из фильма «Матильда»

Конфета под названием «Матильда» «упакована» дорого и со вкусом: невероятной красоты платья и декорации, чарующий мир балета, прекрасная операторская работа. Но все это естественно для картины такого жанра. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты смотришь ситком на телеканале «Россия». К слову, «Матильда», действительно, будет мини-сериалом. Что касается фразы «основано на реальных событиях», то называть ленту исторической — чистой воды святотатство. Это сказка, легенда, кинопрочтение русской истории и очень вольное, и не более. Художественный вымысел Алексея Учителя и Ко, поэтому копаться в достоверности ленты и выискивать исторические ошибки — нет смысла. И все же для режиссера такого уровня — это весьма слабая работа. Истинным ценителям кино тут не за что зацепиться: нет никаких кинозагадок, полное отсутствие символизма и метафор — все лежит на поверхности либо кружится в органзе и юбках балерин.

Кадр из фильма «Матильда»

Слабый сценарий и скудная драматургия с сомнительным актерским составом — еще очки не в пользу «Матильды». Игра Гармаша и Дапкунайте — великолепна по сравнению с игрой немецкого актера, Ларса Айдингера, и польской актрисы, Михалины Ольшански. Последние производят впечатление театральных актеров или же телесериальных, что сегодня в отечественном кино можно считать одним и тем же. Веры в их персонажей нет никакой. Но самый ужасный образ в этой мармеладно-тюлевой киноленте — это поручик Воронцов в исполнении звезды российского кинематографа, Данилы Козловского. К чему он в этом фильме и почему его лицо вынесено на плакат — остается загадкой и маркетинговой уловкой. Образ поручика Воронцова, по идее, должен показать нам, какой роковой была Матильда Феликсовна, как она сводила с ума мужчин, что они были готовы на все ради нее, и даже будущий русский император поддался ее чарам. Все бы получилось, если бы Михалина Ольшанска смогла передать характер роковой женщины. Но она лишь надувала губки, бегала по ступеням то вверх, то вниз и томно кричала, иногда закатывая глаза в исступлении или топая капризно ножкой: «Ники!», а тот в ответ робко вскрикивал: «Маля!». Вот и вся роковая страсть и любовь, которая должна была стать легендой и изменить Россию. Лишь персонаж Евгения Миронова придает фильму живости и добавляет юмора.

Кадр из фильма «Матильда»

В целом, нельзя сказать, что это совсем уж пустой фильм. Обычная «слащавая» мелодрама, история о трудности выбора между долгом и любовью. Возможно, если бы не было такой «шумихи» вокруг этой картины, а ее создатели были бы скромнее в рекламной кампании, то он получил бы более положительные отзывы. Но если вы делаете такие громкие заявления, то будьте готовы соответствовать им на все 100.

Игнорировать ленту все же не стоит, хотя бы из солидарности к русскому кино и всем, кто трудился над созданием такой масштабной постановки, а сил и денег (около 25 млн рублей) в нее было вложено колоссально много.

В кино: с 26 октября 2017 года

Текст: Наталья Тимонина