Рецензия на фильм «Мария Магдалина»
Мария живет в маленькой деревушке с братьями, сестрами и их семьями. Но она отличается от других: ей не нравится перспектива замужней жизни, на нее находят приступы волнения, во время которых она убегает в храм молиться, тем самым позоря семью. Родные думают, что в нее вселились демоны, и хотят изгнать их. И тут мимо деревушки проходит учитель и целитель, о котором идет чудесная молва. Что случилось дальше знают все – Мария ушла за Иисусом, покинув отчий дом и свою прежнюю жизнь.
Режиссер Гарт Дэвис снял очень характерную для нашего времени картину. Известная история, рассказанная с женской точки зрения. Это, конечно, не полная замена гендерных ролей, как сейчас становится популярно в различных ремейках – от «Охотников за приведениями» и «Восемь подруг Оушена» до нового «Доктора Кто». И все же это попытка привлечь внимание широких масс к роли женщины в мировой истории. Неплохая попытка. Камера действительно концентрируется все время на Марии, показывая ее переживания, ее реакции. Даже Иисус в этом фильме играет второстепенную роль, не говоря уже о других апостолах. Но в том и смысл – рассказать самую известную в мире историю под необычным углом.
Кадр из фильма «Мария Магдалина»
Конечно, можно говорить о высоком уровне исторической достоверности. Создатели фильма поставили себе цель сделать картину максимально правдоподобной. Это следует и из локации съемок, и из костюмов и грима. Съемки проходили на юге Италии и в Сицилии, древний Иерусалим потом был «достроен» с помощью компьютерной графики. Над костюмами тоже трудилась целая команда специалистов, максимально приближаясь к тому, какими были реальные одежды людей того времени. Все это ставит визуальную составляющую фильма на высокую ступень. И все же авторы старались не потерять эстетическую красоту за правдой жизни. Фильм действительно выглядит очень изысканным и утонченным, что не вполне соответствует исторической правде.
И все же такое решение можно понять. Создатели фильма старались, прежде всего, погрузить зрителя в этот мир, сделать его живым. Таким, чтобы он приглашал проникнуться атмосферой, а не отталкивал излишне грубыми деталями. К тому же, это соответствует общей идее фильма — показать историю с женской стороны.
Кадр из фильма «Мария Магдалина»
За погружение в атмосферу отвечает также прекрасное звуковое сопровождение фильма. В самом начале закадровый голос Марии зачитывает притчу о горчичном зерне из «Евангелия», которое заканчивается словами о дереве, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Таким образом, задав лейтмотив, на протяжении всего фильма слышится огромное количество разных птичьих голосов. Это все время отсылает зрителя к упомянутой цитате и к общей цели, к которой стремятся все герои фильма – царстве небесном. Поэтому не только визуальная, но и звуковая составляющая осознанно ведет зрителя к полному погружению в историю.
В фильме складывается непростой треугольник – Иисус, Мария и Петр. Двое последних понимают слова Учителя по-своему, но все же именно точка зрения Марии здесь выведена на первый план. Во время подготовки к съемкам, исполнительница заглавной роли, Руни Мара, обсуждала с режиссером свою героиню и говорила, что не хочет сниматься в религиозном фильме. Так оно, строго говоря, и вышло. Фильм говорит о высоких духовных ценностях, которые не обязательно связаны с религией и той историей, которая рассказана на экране. Те моральные принципы, что несет в себе эта картина, будут близки не только верующим, поэтому фильм можно считать удавшимся.
В кино — с 5 апреля 2018 года, 18+
Текст: Александра Канапина