Рецензия на фильм «Лоро»
25 октября в российский прокат выходит новая работа известного итальянского режиссера, Паоло Соррентино, — «Лоро». Постановщик лично представил ленту в Петербурге в рамках фестиваля «Послание к человеку». Российский прокатчик оставил название в первоначальном виде, т.к. не особо понятно, как его перевести на русский язык и что, собственно, оно вообще означает. В международном прокате склоняются к «Them» — «Их» . «Loro» можно перевести и так, а еще как «Они». Также в названии обыграно слово «золото» — «l’oro». Относится эта игра слов к Берлускони и его «свите», которые «вертели» Италией, как хотели на протяжении 20 лет. Именно Сильвио Берлускони и посвящена лента Паоло Соррентино. Она охватывает события из жизни скандального итальянского премьер-министра с 2006 по 2009 год.
В родной Италии лента вышла в кинотеатрах весной 2018-го года в двух частях: первая длилась 100 минут, вторая — 104 минуты. Однако для международного проката была создана специальная версия, длительностью в 150 минут. Сделано это было, прежде всего, для того, чтобы иметь возможность претендовать на премию «Оскар». Но не слишком ли самоуверен Паоло Соррентино? Нельзя сказать, что лента получила восторженные отзывы у критиков, хотя и не было разгромных статей. Такое ощущение, что фильм не особо впечатлил прессу, но которая из уважения к режиссеру за его предыдущие работы, отозвалась о «Лоро» сдержанно, тактично и довольно обобщенно. Видимо, ругать признанного мэтра современного итальянского кино либо побоялись, либо просто «язык не повернулся». Итак, какой вышла новая работа автора хитов «Молодость», «Великая красота» и «Молодой папа»?
Кадр из фильма «Лоро»
Главным действующим лицом является Он, чье имя нельзя произносить просто так, но зато можно изобразить его портрет в виде татуировки на заднице девицы в сцене секса. Кто же этот Он? Конечно, речь идет о самом влиятельном человеке в Италии, друге Путина (что не раз подчеркивается в фильме) и большом поклоннике вечеринок с молодыми и доступными красотками — Сильвио Берлускони, которого воплотил на экране блистательный Тони Сервилло. Но актер не совсем блистает в этой роли из-за странного грима, наложенного, видимо, для того, чтобы сделать его похожим на реального премьер-министра, но который при этом сковывает мимику артиста и от которого веет фальшью. Но, возможно, это задумка Соррентино.
Взявшись за фильм о Берлускони, режиссер стремился не только перенеси на экран некоторые моменты его жизни. В образе этого политика Соррентино рисует нам портрет Италии, при этом постоянно играя на контрастах. Вот, например, прекрасная бывшая гимнастка, Кандида, выполняет акробатический трюк. Она взмывает в воздух, выполняя сальто, а приземляется уже обнаженная на кого-то из «нуворишей» — богатых политиков и бизнесменов, захвативших власть страны — и выполняет уже трюки совсем другого характера. Блестящая работа монтажера! «Лоро» вообще изобилует подобными склейками. А момент, с трещиной перед зданием Банка Италии? Что это — реальное землетрясение или олицетворение кризиса? И то, и другое. Или же сцена с аварией машины, перевозящей мусор. Разряженные в пух и прах красотки со своим сутенером наблюдают в рапиде, как отходы летят прямо на них, и все действо происходит на фоне Римского форума. Красота!
Кадр из фильма «Лоро»
Персонаж Сервилло появляется где-то в середине фильма. До этого режиссер рисует нам отношение общества к премьер-министру: молодые девушки мечтают стать его «бабочками», соратники хотят занять его место, а некий Серджио вообще готов отдать последний евроцент, лишь бы быть замеченным Им. Вот они, сила, харизма и авторитет, политика! Все хотят получить кусочек Берлускони. Все, кроме его собственной жены — Вероники.
Прожив с Сильвио 26 лет в браке, родив ему трех детей, она вдруг понимает, что превращается в птицу в золотой клетке. Эгоизм мужа, вечные измены, прожигание жизни и его грязные политические дела приводят женщину в отчаяние. Она ищет спасения. Паломничество по Камбоджи кажется ей именно таковым — это ее шанс спасти себя. Но есть одна сильная вещь, которая не отпускает Веронику на свободу. Это любовь к Сильвио, которая, оказывается, никуда не исчезла с годами. Его попытки вернуть ее расположение, конечно, подкупают женщину. Надо признаться, что Берлускони знает, как растопить лед в женском сердце: песня в честь любимой в присутствии друзей и прочие серенады. Он прекрасно знает, что украшения и прочая «мишура» не интересуют Веронику, ей важны такие сантименты, как то, помнит ли он их песню и т.п.
Кадр из фильма «Лоро»
Но после полутора часов просмотра ленты начинаешь уставать, а с каждой последующей минутой и вовсе накатывает скука. Фильм перегружен сценами с вечеринками, сексом и политикой. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что даже не будучи последовательницей движения #MeToo, эпизоды с обнаженными девицами, употребляющих наркотики и ласкающих всех подряд без разбора, начинают не то чтобы утомлять, а просто оскорблять. Слишком потребительское отношение к женщине. К тому же эти сцены длятся так долго и в них звучат только танцевальные хиты, что кажется, что ты смотришь музыкальный клип по MTV.
В сценах с диалогами складывается ощущение, что нам включили итальянскую мыльную оперу: разговоры о политике сменяются плясками голых девиц, сцены секса — семейными разборками Берлускони с женой и его попытками вернуть ее расположение. Но самое удручающее во всем этом то, что мы уже все это видели. Сюжет фильма просто буксует на месте. Актеры постоянно «пережевывают» одни и те же проблемы. А копирование Соррентино Феллини просто надоедает. «Лоро» — очередной пересказ «Сладкой жизни», меркнущий на фоне оригинала.
Кадр из фильма «Лоро»
Вроде бы в фильме много метафор и красиво снятых сцен с невероятными монтажными склейками. Чувствуешь, как старательно и тщательно выстроен каждый кадр. Но это не работает.
Что касается образа Берлускони, то тут он получился половинчатым. Вроде бы режиссер пытался показать его не только как политика, но и как человека. Все сцены с женой демонстрируют нам это, а диалог с молодой девушкой по имени Стелла, где она отказывает политику в интиме из-за того, что от него пахнет так же, как от ее деда, говорят нам о том, что молодость не вечна и что время ушло. Его действия как политика показывает, например, трогательная сцена с вселением старушки в новую квартиру после того, как ее дом был разрушен в результате землетрясения, и момент, где она получает обещанный зубной протез от самого премьер-министра. Или взять завораживающую финальную сцену фильма со спасением статуи Христа из разрушенного здания. Словно руины — это и есть та Италия, которой она стала из-за Берлускони, а Христос, свергнутый Бог — сам премьер-министр…
Но все же чего-то не хватает. Образ политика остался однобоким. Уж слишком «вылизан» и «причесан» герой. Мы видим только его слабости как мужчины, который жаден до молодых тел и только и делает, что поет. (Иногда кажется, что ты смотришь мюзикл или болливудский фильм). Где сила Берлускони как политика? Сплошные разговоры и никакого дела. Странно, рассказывать историю про политику, не показывая криминальную сторону этого мира. Уж все мягко и гладко, даже невинно получилось у Соррентино. Где же знаменитая итальянская мафия? Или Берлускони и есть та овечка, показанная нам в начале фильма?
Кадр из фильма «Лоро»
«Лоро» оставляет весьма противоречивое отношение, и сложно сказать, нужно ли обязательно смотреть этот фильм или можно спокойно «пройти мимо». Возможно, чтобы иметь собственное мнение об этой работе Соррентино, ленту посмотреть все же стоит. Просто приготовьтесь к тому, что вас ждет очень длинный музыкальный клип вперемешку с итальянской мыльной оперой и отсутствие какой-либо философской притчи. Но, возможно, кто-то как раз и любит такое кино — кино как перфоманс!
А еще маленький совет: лучше смотреть ленту в дубляже. Просто в фильме диалогов не много, но они такие длинные и касаются, в основном, политики, что усложняет восприятие, а итальянцы очень быстро говорят… К тому же в момент их страстных речей очень важно видеть лица персонажей, что абсолютно невозможно сделать, смотря фильм в оригинальной версии.
Конечно, после просмотра ленты возникнет вопрос, как сам Берлускони отнесся к ней. Прямого ответа нет, но есть один любопытный факт: постоянный партнер, финансирующий все фильмы Соррентино, «Medusa Film», в этот раз не поддержала творение мэтра. Принадлежит компания Сильвио Берлускони!
В кино — с 25 октября 2018 года, 18+
Текст: Наталья Тимонина