Рецензия на фильм «История одного назначения»: о графе Толстом и вечных вопросах

6 сентября на экраны вышла биографическая драма Авдотьи Смирновой — «История одного назначения».  В центре картины — события из жизни Льва Николаевича Толстого. В итоге биография получилась неожиданной, и не в привычном понимании этого слова.

Российская империя, пореформенное время. Генеральский сынок, Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов), вдохновленный передовыми идеями и жаждущий сбежать из-под отцовской опеки, отправляется на службу в полк близ Ясной Поляны. Герою нужно находиться в действующей армии, чтобы вскоре получить новую должность. Но в полку совершается преступление. Рядовому грозит смертная казнь. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который берётся защитить несчастного.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10883/17074.JPG

Кадр из фильма «История одного назначения»

Дуня Смирнова создала историю, в которой  граф Толстой (Евгений Харитонов) является центральным, но не единственным героем: нить повествования не вьется вокруг его личности. Мы наблюдаем как бы экранизацию толстовского романа, где сюжетные линии равноправны. На самом деле это и есть близкая к тексту экранизация главы из книги «Святой против Льва» популяризатора литературоведения — Павла Басинского, приложившего руку к написанию сценария фильма.  Однако Толстой в романе – предмет биографического исследования, а Толстой в картине – истинный Лев, непримиримо борющийся  под знаменами добра и милосердия против бездушия системы.

Помимо генеральной линии, можно выделить еще несколько. Первая – роман воспитания, где Колокольцев – этакий гончаровский Александр Адуев и в чем-то Пьер Безухов – тонко чувствующая душа, образованный, сочувствующий и готовый свернуть горы ради лучшего будущего для своего народа. Увы, попытки оказались тщетными, и перед нами предстал образцовый воспитанник среды, которая изначально вызывала его неприятие.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10883/17058.JPG

Кадр из фильма «История одного назначения»

Вторая – собственно, семейная. Идиллические виды Ясной Поляны, наполненные светом и воздухом, подчеркнули нестабильность и мелодраматизм отношений Толстых-Берсов. Софья Андреевна Толстая (Ирина Горбачева) ревнует мужа ко всему русскому народу, как к сопернице. Её жизненное кредо – воспитать детей и вернуть мужа в лоно семьи, напоминая, что помимо забот о России есть еще и близкие. Младшая сестра Софьи, Татьяна (Елизавета Янковская), переживает любовную драму, персонажами которой также являются четыре незаконнорождённых ребенка ее избранника.  В финале Татьяна рвет отношения в стиле списанной с нее Наташи Ростовой.

В итоге всего лишь эпизод романа  превращается в умное литературное кино. В этом заслуга постановщиков и оператора. Дрожащая камера имитирует полет шмеля, ракурс от первого лица позволяет посмотреть на ситуацию глазами героя. Зритель постоянно меняет свою роль: то он со стороны наблюдает за купанием поручика, то вместе с прапорщиком заходит в воду.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10883/17071.JPG

Кадр из фильма «История одного назначения»

Художники наполнили каждый кадр пронзительной живописью и воздухом.  Современные биты Басты (Василий Вакуленко), уместные, как ритм сердца, гармонично перекликаются с церковными песнопениями, уводя нас от реалий эпохи, стирая границы времени. Нет больше ни 19 века, ни 21 – только Вечная Русь. Русь, в которой борются совесть и закон, порождая трагедию и вопросы. Можно ли приносить жертвы несправедливому закону? Состоятельна ли та мораль, которая предписывает уничтожать в угоду армейскому порядку? Может ли милосердие быть выше Закона? Толстой всю жизнь задавался такими вопросами, и Смирнова ищет ответы на них. Составить суждение предстоит Вам, дорогой зритель.

Время: 112 мин.

Для кого: для думающих.

В кино — с 6 сентября 2018 года, 12+

Текст: Ксения Широких