Рецензия на фильм “Жена”: “Я создаю королей”

Фильм «Жена» снят по одноименному бестселлеру Мэг Уолитцер. На данный момент картина уже успела войти в список лучших экранизаций последних лет по версии «Los Angeles Times». “Жена” стала фильмом открытия кинофестиваля в Торонто в 2017 году и получила стопроцентный рейтинг кинокритиков на «Rotten Tomatoes».

В течение сорока лет Джоан Кастельман приносила в жертву свой талант, мечты и амбиции, дабы фигура ее харизматичного супруга Джо, вкупе с его блистательной карьерой нью-йоркского литератора, блистали ярко. Но в вечер перед вручением долгожданной Нобелевской премии Джоан решает уйти от мужа.

Режиссёр Бьерн Рунге создал по истине литературный кинороман. Своеобразная динамика спокойствия даёт зрителю не просмотр фильма, а именно чтение этой истории страница за страницей. Очень много уделено внимания нюансам, мелочам. Дом, где живут пожилые супруги, их быт, обстановка, одежда. Все очень лаконично и упорядоченно. И главенствует в семье жена Джоан. Блестящая роль Гленн Клоуз.

Рецензия на фильм Жена КультКино cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Жена»

Если по описанию к фильму и трейлеру, вы решите что фильм о притеснении роли женщины в мире мужчин, то это лишь часть айсберга,  показанная режиссером. Несчастной героиню не назвать точно. Весь фильм этот персонаж — большая загадка и интрига. Магия взгляда актрисы будоражит, и ты все время ждёшь, когда вулкан начнёт свое извержение. Она не несчастная женщина. Она “серый кардинал” созданной ситуации и автор этой золотой клетки. Женщин в те годы не ждал успех литератора? Ни одна книга бы не продавалась большим тиражом? Она нашла выход из этого положения и к печатным экземплярам вдобавок получила мужа (пусть по началу и чужого) и семью.

Джоан успешна. И брошенная фраза мужа: “Все эти годы ты варилась в котле обиды?”, — не унижает её в глазах зрителей. Да, она протестует, в ней кипят амбиции. Но финальный кадр заставит вас задуматься, а не обрела ли Джоан все, что хотела и не был ли её выбор чётко спланированной стратегией?

Рецензия на фильм Жена КультКино cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Жена»

В этом тандеме очень ярко сыграл роль мужа Джо Джонатан Прайс. Он не так тщеславен, как кажется в начале. Он боготворит жену, всячески обхаживает её. Она лидер в семье. У них, несмотря на пожилой возраст, сохранились сексуальные отношения. О негативной стороне: это его постоянные измены, которые супруга прощает. Свои признания гулящий супруг пишет своим пассиям на скорлупе грецких орехов. Это ребячество выглядит незрелым и слишком уж романтичным. Нереализованность и зависимость от жены не сделала Джо полноценным писателем и мужчиной-главой семьи. Это его гложет, но он живёт с этим и смирился.

Обычная семья нобелевских лауреатов. С необычными тайнами. К слову заметим, что семьи и других лауреатов показаны также не полноценными и не гармоничными. Словно  шлейф гениальности обречён нести за собой какие-то жертвы. Это расплата за дар, данный Богом.

Рецензия на фильм Жена КультКино cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Жена»

Сонная, статичная Швеция. Безлюдные улицы, минимум машин. Полупустые пабы. Застывший джентльмен с дымящейся сигаретой. Эти декорации подогревают пожар, скрытый внутри героини. Оттеняют её. В её глазах скрытая власть и сильная усталость. Как это смогло ужиться одновременно в Глен Клоуз, будут оценивать на оскароносной гонке в 2019, так как актрисе уже пророчат лучшую женскую роль.

При просмотре очень хочется произнести фразу с католического обряда бракосочетания. “Если кто знает причины, по которым союз не должен быть соединён, либо говорит сейчас, либо замолчит навеки”. Нужна ли правда всем? И, главное, нужна ли она самой героине? И что для неё самое главное в жизни? Муж, дети, внук? Или раскрытый блокнот и ручка? И целый мир, который она может создать заново и сама?!

В кино — с 22 ноября 2018 года. 18+

Текст: Анастасия Белякова