Рецензия на фильм «Жги!»: «Жизнь невозможно повернуть назад…»
В первую зимнюю кинонеделю на российские экраны выходит лента «Жги!» — дебютная режиссерская работа Кирилла Плетнёва. Сюжет картины повествует о старшем инспекторе в женской тюрьме в небольшом городке, Алевтине Романовой, с ласковым прозвищем «Ромашка» и заключенной, Марии Стар, которую окрестили «Хромая» из-за ее хромоты. Сценарий основан на реальной истории британской певицы Сэм Бейли, победительницы 10-го сезона вокального шоу, «Х Фактор», которая до участия в проекте работала надзирателем в мужской тюремной колонии. Лента вошла в конкурсную программу «Кинотавра» 2017 года, где Инга Оболдина получила награду как лучшая актриса.
Сюжет фильма вроде бы прост и не оригинален. Ромашка в детстве подавала огромные надежды стать великой певицей, однако, как это часто бывает мечты где-то затерялись в пыли серой действительности. Теперь главная героиня — мама дочери-подростка, жена простого работяги и старший инспектор в женской тюремной колонии. На свой день рождения она получает в подарок от коллег и семьи караоке — мечта исчезла, но голос-то остался. И вот, когда все гости разошлись, набравшись смелости, Ромашка решается исполнить свой хит детства — песню Аллы Пугачевой «Старинные часы». Осужденная Мария Стар снимает это на видео и выкладывает в Интернет. А далее — успех: полмиллиона просмотров меньше, чем за сутки, множество «лайков» и приглашение принять участие в шоу «Зажги!». Забытая мечта вот-вот может стать явью. Но есть огромное количество «но»: страхи, комплексы, неуверенность в себе и собственных силах, неумение следовать за мечтой, вечно принижающий муж, корумпированный начальник, отсутствие педагога и крайне мало времени на подготовку — на прослушивании ей нужно исполнить не просто песню, а арию Тоски. Мария Стар, имеющая консерваторское образование, и Алевтина Романовна заключают небольшую «сделку».
Кадр из фильма «Жги!»
Несмотря на то, что сюжет картины далеко не нов, фильм оставляет приятное послевкусие и в принципе, даже цепляет. А если взять в расчет, что это первая режиссерская работа, то многое можно простить. Однако основная проблема начинающих режиссеров заключается в том, что они, по их мнению, просто обязаны сделать социально значимую драму. Так и Кирилл Плетнёв простую ленту из серии «иди вперед навстречу мечте», «никогда не поздно изменить свою жизнь и все начать с начала» и «все в твоих руках» «напичкал» тюремными буднями, пытаясь показать зрителю, что творится за стенами подобных заведений — этакий новый «Левиафан». Нельзя сказать, что получилось плохо, но все же два не совсем стыкующихся сюжета вызывают диссонанс. Только ты начинаешь подаваться призыву «Жги!», верить, что «у каждого человека есть право на жизнь, свободу и стремление к счастью», переживать за главную героиню (сможет ли она в итоге поехать на конкурс, пройдет ли отборочный тур, победит ли собственные страхи, исполнит ли сложную оперную арию и т. д.), как вмешиваются суровые будни тюремного сотрудника. В итоге ты не можешь полноценно насладиться ни одной из сюжетных линий.
Кадр из фильма «Жги!»
Плетнёв пытается поднять так много вопросов, что тем самым, увы, перегружает картину. Подобное ощущение вызвал «Бёрдман» Алехандро Г. Иньяритту. Хочется заострить внимание на одной проблеме, но вынужден решать параллельно еще и другую. Сценарий фильма также писал сам Плетнёв, поэтому подобную шероховатость можно списать на недостаток опыта. Но тем не менее, в картине «Жги!» автор пытается использовать какие-то приемы киноязыка — скользящие платье по полу, крупные планы деталей и актеров, скольжение камеры по маленькому серому провинциальному городку под арию Тоски и т.д. Видно старание режиссера балансировать между «попсовым» и авторским кино. Плетнёв подмечает многое: и необразованность провинциалов с их «ТоскОй» вместо «ТОски», и реакцию охранника, непризнавшего в «новой» Алевтине своего начальника, и гордость (да-да, именно гордость) мужа за свою жену, который просто не умеет выразить свою сентиментальность. Но все же гармонично соединить несколько сложных тем, как например, в недавнем «Квадрате» шведа Эстлунда, не получилось.
Кадр из фильма «Жги!»
Актерский состав картины — на высоте. Впервые хочется отметить отсутствие «театральности» — был лишь один момент «натянутой драматургии театрального стиля», но в целом же все актеры прекрасны, и веришь им до конца. Главные героини, Алевтина Романова (Инга Оболдина), и Мария Стар (Виктория Исакова), противопоставляются друг другу на протяжении всего фильма. Алевтина — типично русская женщина маленького городка. Напрочь забыв, что она представительница слабого пола, выбрала «мужскую» работу, надела на себя бесформенную рабочую одежду, пожертвовала собой и своими мечтами ради бесталанной дочери и грубого неотесанного мужа. Мария Стар, наоборот, представляет новых современных независимых женщин, готовых биться за свою свободу и идеалы до конца. Именно она декламирует цитату из американской «Декларации независимости» и щеголяет в белоснежном платьице-«ночнушке», словно демонстрируя свою женственность и сексуальность в отличие от наглухо закутанной в бушлат Ромашки. Однако в ленте нет ни намека на феминизм и эмансипированность сегодняшних женщин. Героиням суждено изменить судьбы друг друга. В каждой из них живет Флория Тоска, чья партия появляется в фильме не случайно и отображает характер обеих женщин.
Кадр из фильма «Жги!»
После просмотра картины становится ясно, кто на самом деле является свободным. Ромашка, пусть и находясь по другую сторону тюрьмы, сама сделала себя заключенной, выбрав такой образ жизни. Мария Стар, напротив, несмотря на физическое заточение, свободна внутри, и эта свобода позволяет ей идти против системы и смотреть в лицо своим страхам. Ближе к концу мы, конечно, увидим трансформацию Алевтины и Марии.
О финале. Он, как и положено, трагичен. Однако благодаря титрам фильм не кажется грустным, тяжелым и депрессивным. Наоборот, Плетнёв, несмотря на горькую тюремную, в частности, и российскую, в целом, действительность, смог создать жизнеутверждающую картину о том, что все в твоих руках. У каждого есть выбор, у которого — своя цена. Конечно, хотелось полноценного голливудского «хэппи энда», но анализируя каждый образ и каждую сцену, ты понимаешь, что другого завершения у этой истории, наверно, быть и не могло.
«Жги!» — достойный дебют, пропустить который будет кощунственно. В кино — с 7 декабря 2017 года.
Текст: Наталья Тимонина