Рецензия на фильм «Джокер»: кроме шуток

Артур Флек (Хоакин Феникс) работает уличным клоуном, ухаживает за пожилой матерью и лелеет надежду стать успешным стендап-комиком. Однако жизнь в мрачном Готэм-сити далека от беззаботной: у Флека нет друзей, его не замечают либо вовсе считают неудачником, он регулярно терпит в свой адрес всевозможные издевательства и унижения. Даже любимый ведущий популярного вечернего телешоу Мюррей Франклин (Роберт Де Ниро) умудряется выставить Артура на посмешище. И вот, обманутый и запутавшийся, сломленный судьбой и измученный неурядицами, Флек встает на путь насилия, превращаясь в злодея Джокера…

Сенсационно ставший триумфатором недавнего Венецианского кинофестиваля, «Джокер», хоть и основан на персонажах вселенной DC, совершенно не требует от зрителя глубокого погружения в комиксную субкультуру. Это, прежде всего, драматическая история о том, где порой произрастают корни зла, и как далеко может зайти человек, отвергнутый обществом. Ведь прежде чем превратиться в социопата, Флек ведёт вполне обычную скромную жизнь, пытается оставаться добряком и честным человеком, однако в ответ на свое мягкосердечие получает лишь один удар за другим. Впрочем, насколько сильное сочувствие вызывает Артур в начале фильма, настолько же отталкивающим предстаёт вставший на путь насилия Джокер в финале ленты.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11738/41587.jpg

Кадр из фильма «Джокер»

К слову, насилие в картине, несмотря на развернувшуюся в американских СМИ активную дискуссию о его уровне и влиянии на зрителя, является здесь отнюдь не чрезмерным или излишним. В истории кино были и есть куда более жестокие фильмы с куда большим количеством крови. В «Джокере» на самом деле пугает не степень насилия, а его цинизм, обыденность и, в конце концов, реализм происходящего. Не принятый социумом комик в конечном итоге невольно провоцирует это же самое общество фактически на классовую борьбу. А казавшаяся очередным «кино по комиксам» картина на поверку превращается в остросоциальное высказывание напополам с психологическим триллером.

Тем удивительнее, что у штурвала проекта, обещающего стать одним из активных участников грядущего наградного сезона, стоит режиссер трилогии «Мальчишник в Вегасе» — Тодд Филлипс. Автор «похмельной» франшизы не скрывает, что вдохновлялся ранними работами Мартина Скорсезе, и оттого его Готэм  так сильно напоминает «злые улицы» Нью-Йорка, столь ненавидимые Трэвисом Биклом, главным героем «Таксиста» (неслучайным по этой причине выглядит и появление на экране Роберта Де Ниро, выдающего в «Джокере» одну из своих лучших работ за последние годы). Творящиеся на этих улицах хаос и беззаконие подхватывают главного героя, затягивают – и вот он уже не жертва, а дирижёр, не уязвимый изгой, а средоточие тьмы…

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/11738/41586.jpg

Кадр из фильма «Джокер»

 

О бенефисе Хоакина Феникса в титульной роли написано и сказано уже столько, что добавить попросту нечего. Мы и раньше знали, что Феникс – актёр выдающегося масштаба, один из самых многогранных и талантливых в современном кинематографе. В «Джокере», однако, он превзошёл самого себя – настолько фактурным, ярким и пугающе настоящим получился герой в его исполнении. Его фирменный смех еще долго будет стоять в ушах, даже после того, как отгремят финальные титры.

Если в исполнении его предшественников Джокер обычно получался харизматичным мерзавцем со своеобразной философией, то специализирующийся на изображении одиночек Феникс рисует портрет одержимого отщепенца, заодно будто жонглируя на экране образами из собственной фильмографии. Так  в начале ленты он вызывает в памяти главного героя ленты Спайка Джонза — «Она», но чем дальше в глубины ада спускается его персонаж, тем чаще на ум приходит прошлогодний фильм Линн Рэмси — «Тебя здесь никогда не было». «Ты чего такой серьезный?» — вопрошал главный злодей Готэма в культовом фильме нолановской трилогии. «That’s life», — наконец, ответил он сам себе десятилетие спустя.

В кино — с 3 октября 2019 года. 18 +

Текст: Кирилл Жогин