Рецензия на фильм “Девушка в тумане”: лабиринты зла Донато Карризи.

Экранизация известного итальянского романа Донато Карризи, “Девушка в тумане”, выходит в российский прокат 25 января. Сразу стоит сказать, что Карризи выступает режиссером фильма. Это его первая работа в подобном амплуа. Как говорится сам написал, сам экранизировал. И животрепещущая тема тщеславия в фильме налицо уже в этом. Либо автору хочется продолжить коммерческий успех книги (а продано миллионное количество экземпляров), либо темы, затронутые писателем и сценаристом, актуальны на сегодняшний день. Но вернемся к началу и введем нашего читателя в курс сюжета.

Холодной зимней ночью психиатра Аугусто Флореса (Жан Рено) срочно вызывают на работу, чтобы обследовать попавшего в аварию инспектора Фогеля (Тони Сервилло). Тот все помнит, на месте аварии ничто не указывает на ее причину и на ее жертв, однако его рубашка в пятнах свежей крови, и эта кровь не его. В ходе беседы начинает восстанавливаться цепь невероятных событий, начавшихся месяц назад.

Кадр из фильма «Девушка в тумане»

Затерянный в Альпах сонный городок, рождественский вечер, туман. 16-летняя девушка Анна Лу, выйдя из дома, до празднично украшенной церкви так и не дошла. Нет ни тела жертвы, ни каких-либо следов борьбы, ни свидетелей – ничего. Вскоре в городе появляется инспектор Фогель, звезда сыска, специалист по поимке маньяков и серийных убийц…

С самых первых кадров все уже в прямом смысле окутано тайной и туманом. Свет в этом фильме — самый главный персонаж. Он освещает, разоблачает или указывает нужный путь. Создает атмосферу жанра триллера. Символизм во всем. Кресты. Горизонталь картин в помещениях. Все словно умышленно правильно и упорядоченно. Пустынные дороги. Молчаливые горожане, у которых свои тайны и мотивы. Картонный макет городка, словно разворот коллекционной книги, которая вот вот раскроет вам свои тайны или, наоборот, захлопнется на самом интересном месте. Спокойная динамика внешне обманчива.

Кадр из фильма «Девушка в тумане»

Большая наполненная роль Тони Сервилло вызывает разные эмоции. То инспектор кажется напыщенным франтом, то неудачником, то пронырой, ищущем только славы. Актер справляется со своей ролью и вызывает под конец даже сочувствие! Что показывает автор (так как фильм реально смотришь как книгу)? Бесполезность правосудия? Популяризация СМИ и высмеивание жажды наживы на человеческом горе? Никому не интересно, что произошло с девушкой на самом деле, все ищут виновного и вполне могут засудить и приклеить ярлык на ни в чем не повинного человека. Хотя на память пришло высказывание известного персонажа Глеба Жеглова из “Место встречи изменить нельзя” : «Наказания без вины не бывает”. В этом кино положительных персонажей мало. Нет четко очерченных хороших и плохих. Море людских пороков, тайные скелеты в шкафах, потаенные мысли. Театральность на каждом шагу. Режиссер постоянно выводит персонажей на публичный обзор. Авансцена, требующая пожалуй только поклонов… И аплодисменты присутствуют на самом деле.

Кадр из фильма «Девушка в тумане»

Жанр детектива и триллера полностью соблюден. От портретных сцен главных героев, взглядов, монологов до общих планов, где декорации только оттеняют происходящее. Но не стоит считать, что фильм у Карризи получился очень мрачным. Есть моменты юмора и неких штампов, они зрителя немного отвлекут. Интрига будет сохраняться до самого финала, и он очень непредсказуем. Можно сказать одно, что равнодушным зритель не уйдет. Может, разочарованным, может, запутанным, протестующим, но точно не равнодушным. И возникнет желание прочитать роман и все-таки найти своего или чужого дьявола. И несомненно фильм в изобилии дает нам цитаты и обращение внутрь себя, ведь пороков — бесчисленное множество, и бороться с ними не всегда хочется, а к чему они могут привести никто не знает.

В кино — с 25 января 2017 года.

Текст: Анастасия Белякова