Рецензия на фильм «Два билета домой»
25 октября в «Художественном» прошла премьера картины Дмитрия Месхиева — «Два билета домой». Мероприятие получилось уютным, гости ждали Гармаша, а съемочная группа – ответных эмоций собравшихся: коллег, журналистов и поклонников кино. Ожидания были с лихвой удовлетворены, а слезы на глазах выходивших красноречивее слов рассказали о том, что аудитория фильм приняла.
Премьера премьерой, а стоит ли смотреть фильм обычному зрителю? Определенно, да. Месхиев снял историю, подкупающую ясностью и прямотой, потому понятную многим.
Восемнадцатилетняя Люба Васнецова (Мария Скуратова) живет в провинциальном интернате для сирот недалеко от Петербурга. Среди одноклассников и прочих воспитанников девушка выделяется не только прической, искрящимися глазами, но и мечтой: уехать в Питер, стать стюардессой, выйти замуж за первую любовь. В день выпускного выясняется, что для Любы есть еще и «спецпрограмма». Реальность прозаичнее: квартиру девушке дали благодаря хлопотам директора интерната, ведь полагаются они только круглым сиротам. Отец вовсе не погиб, а отбывает срок за убийство жены, Любиной матери. Отчаянная и своенравная девушка решает во что бы то ни стало его найти.
Следующие несколько дней перевернут жизнь героини. Импульсивная Люба бросается в омут головой, причем неважно, что это за омут – река Великая, объятия неверного любимого или поездка к отцу. Конфликт героини с внезапно наступившей взрослой жизнью, образ дороги к счастью как лейтмотив обещают интересный и вдумчивый сюжет.
Сценаристы (Сергей Гармаш, Дмитрий Месхивев, Мария Ошмянская) взяли за основу понятные образы и ситуации, не понаслышке знакомые жителям глубинки. Герой Сергея Гармаша – отсидевший 15 лет Николай Васнецов, безжалостный, на первый взгляд, принимает несколько по-отечески правильных решений. Его монолог на сельской остановке монументальностью напоминает то ли голову сказочного героя, то ли лешего с одеревеневшим сердцем.
Жанр фильма сложно определить одним словом. Картина Месхиева отчасти похожа на другие отечественные фильмы, где разлученные обстоятельствами родственники обретают друг друга, но и отличается от них. Приглашение Евгения Ткачука рождает ассоциацию с фильмом «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, но «Два билета домой» литературнее и, несмотря на черты триллера, добрее. На экранах нет затянутой назидательности русских мелодрам, а есть динамичное действие. Биографии героев говорят о социальной драме, но нет присущего ей пессимизма – герои поступают по совести. Даже узнаваемые образы чиновников и директоров, которым изначально не доверяешь, оказываются людьми порядочными. Директриса Ада Петровна только внешне напоминает образ мэра Галагановой из Быковского «Дурака» (обеих прекрасно сыграла Наталья Суркова), да и сам интернат не производит удручающего впечатления.
Рейтинг 18+ намекает на сцены, которые могут потрясти впечатлительного зрителя, но зло в фильме снято максимально обобщенно, оно лишь испытание для героев, момент выбора. Оператор Владимир Башта выбрал крупный план, чтобы показать переживания. Персонаж аккуратно вписан в кадр, но чаще он сам и есть кадр.
В целом, «Два билета домой» – это история обретения семьи, не только физически, но и осознанно. А это осознание приходит не сразу. Иногда нужно, чтобы кто-нибудь проговорил. Когда в зале зажегся свет, заплаканная женщина лет тридцати пяти произнесла: «Не пойду на пресс-конференцию. Мне нужно домой – обнять детей». Выходит, что у авторов фильма получилось.
В кино — с 25 октября 2018 г., 18+
Текст: Ксения Широких