Рецензия на фильм «Гонка века»

В маленьком английском городке на побережье живет самая обычная семья: отец, мать, три ребенка. Глава семейства, Дональд Кроухерст, яхтсмен-любитель, по выходным вывозит родных на лодке покататься по небольшому заливу. В остальное время он грезит океаном и мастерит в гараже разнообразные штуковины, призванные помогать мореплавателю в его скитаниях. И вот однажды Дональд узнает о новой гонке: морякам со всего мира предлагают побить рекорд и совершить кругосветное путешествие в одиночку на лодке, ни разу не останавливаясь. Загоревшись идеей, яхтсмен-любитель хочет во что бы то ни стало участвовать в гонке. Вот основной сюжет драмы «Гонка века».

Кадр из фильма «Гонка века»

С самого начала фильм берет быстрый темп: только-только мы узнаем основного героя и его окружение, как сразу он принимает главное решение в своей жизни. Недостаток информации о персонаже будет компенсироваться потом по ходу фильма постоянными флэшбэками, но все же складывается ощущение, что его мотивировка недостаточно раскрыта. Крупными мазками режиссер, Джеймс Марш, рисует картину сборов, показывая только самые важные моменты. Затем так же крупно показывает и само путешествие. Весь фильм смотрится поэтому очень камерно, повествование касается только самого необходимого. Половину истории занимает жизнь одинокого моряка, другую половину – те, кто остался ждать дома – семья и вся общественность городка.

Кадр из фильма «Гонка века»

Остроту придает строчка в начальных титрах: основано на реальных событиях. Действительно жил в 1968 году такой Дональд Кроухерст, отправившийся в кругосветку в надежде выиграть «Золотой глобус». Поэтому невольно восхищаешься отчаянной смелостью, граничащей с безрассудством, героя, которого играет Колин Фёрт. Остальной актерский состав под стать – роль жены исполняет Рейчел Вайс, друг-журналист, освещающий события гонки – Дэвид Тьюлис. Актеры такой величины просто не могут играть плохо, поэтому все, что касается эмоций и переживаний представлено на высшем уровне. И это в какой-то мере «спасает» фильм, у которого чувствуются сложности по сценарной части. За счет выпуклых персонажей и сама история обретает целостность и завершенность. Конечно, не часто увидишь в широком прокате кино, где нет привычного финала, но приверженность историческому событию обязывает закончить фильм именно так – и это смотрится вполне уместно.

Кадр из фильма «Гонка века»

Отдельно хочется отметить сцены одиночества горе-мореплавателя во время его путешествия. Хотя параллельный монтаж постоянно отсылает нас к событиям на суше, показывая мысленную связь героя с домом, но чем дальше он уходит от первоначального плана и чем глубже его чувство вины, тем связь эта тоньше. И в конце концов герой остается наедине с собой даже в мыслях. Особенно хорошо это подчеркивают звуковые эффекты: визуально кадр остается на лодке, а звук будто уводит героя и зрителя под воду, погружая в одиночество. Такое интересное решение склоняет фильм больше в сторону экспериментального инди-жанра, нежели среднего голливудского байопика. Картина приобретает неожиданную грань и становится более интересной.

В целом, история кажется немного скомканной. Как и герой, который не успевает построить свою лодку в срок, создатели фильма будто не успели уместить все события в короткое экранное время. И все же после просмотра остается ощущение законченности. Не последнюю роль в этом играет еще и музыка – один из последних проектов исландского композитора Йохана Йоханссона, скончавшегося в феврале этого года.

В кино — с 22 февраля 2018 г., 16+

Текст: Александра Канапина