Рецензия на фильм «Ван Гог. На пороге вечности»
Точно так же, как картины Ван Гога приходятся по вкусу не всем (и не сразу), фильм Джулиана Шнабеля не для широкой публики. Фильм о художнике, снятый художником и стремящийся максимально передать саму суть и неповторимость живописного процесса – это и, правда, не самое заурядное кино. При том, что в русском прокате имя Ван Гога вынесено в название, совсем не значит, что фильм – очередной байопик. Наоборот, режиссер старался больше углубиться в субъективный мир художника и передать его видение мира. Можно сказать, что это – портрет Ван Гога, написанный Шнабелем.
Сюжет, если можно так выразиться, рассказывает о последних годах жизни художника, которые он провел по большей части на юге Франции. Сложно назвать это сюжетом, потому что больше это напоминает лоскутное одеяло из эпизодов, которые были поворотными в судьбе Ван Гога (Уиллем Дефо), и лирических отступлений, где зрителю предлагают погрузиться в особое состояние – состояние художника в моменты вдохновения. В фильме показаны самые важные люди, которые так или иначе повлияли на жизнь Ван Гога – его брат Тео (Руперт Френд) и Поль Гоген (Оскар Айзек). Так же присутствуют, конечно же, подсолнухи, пшеничные поля, маленькая комнатка в Арле и знаменитое отрезанное ухо. Но создатели действительно постарались показать художника с необычной стороны.
Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности»
Важное место в фильме занимают сцены, где Ван Гог один ходит по окрестностям городка в поисках натуры, любуется закатами, делает наброски и зарисовки. Это, собственно, то, ради чего Шнабель и взялся снимать кино о художнике. Он ведь и сам в первую очередь художник, а уж потом – режиссер. И в своих интервью он говорит о том, как ему хотелось передать тот волшебный процесс, тот внутренний жар, который одолевает творца в моменты вдохновения.
Чтобы показать зрителю мир глазами Ван Гога, в фильме применяется множество приемов. Во-первых, конечно же, субъективная камера от лица героя. В некоторых кадрах она не прости идет за ним следом, а сливается с ним в одно целое. Оператор Бенуа Деломм провел несколько дней, гуляя по полям с камерой, запечатлевая просторы от лица самого Ван Гога. Во-вторых, опираясь на воспоминания и письма художника и его восторженные описания цвета, создатели накладывали разные цветовые фильтры на кадры «от первого лица». Часто зритель видит перед собой картины, пресыщенные желтым цветом. Это еще один способ проникнуть в голову великого художника. И, наконец, совсем смелый прием, который решили применить авторы – намеренная расфокусировка частей кадра. Такое можно встретить сейчас на фотографиях повсеместно, но в кино – это редкий случай.
Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности»
Все это плюс необычная структура повествования действительно делают «Ван Гога» не самым простым и понятным фильмом. Это – художественная картина, художественная в больших смыслах, чем обычно. И все же есть здесь привычные для кино моменты. Например, выдающаяся игра главного актера. Уиллем Дефо не раз был номинирован на главную кинопремию, но так до сих пор и не получил золотую статуэтку. В этом году он снова получил номинацию – за роль Ван Гога. Правда, некоторые критики уже указали на значительную разницу в возрасте между актером и его персонажем, но тем не менее, Дефо превосходно справился с ролью. Его способность перевоплощаться в самых разных героев и тут прекрасно сработала. Он даже научился рисовать для этого фильма.
Не менее живо и интересно смотрится рядом с ним Оскар Айзер в роли Гогена. Разница между актерами отлично претворилась в разницу между художниками. Гоген – увлеченный, уверенный, стремящийся подальше от всего этого. Ван Гог – наивный и беспомощный, как ребенок, влюбленный в юг Франции. Их характеры особенно раскрывается в парных сценах.
Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности»
Можно сказать, что «Ван Гог» — это странное, неординарное путешествие в мир знаменитого художника. Конечно, любой фильм субъективен, но все-таки существуют разные степени этой субъективности. Джулиан Шнабель показал свое видение, подойдет ли оно зрителю – другой вопрос. Но учитывая, как богат нынешний рынок на простые и незамысловатые байопики, этот смелый ход – интересное исключение из общего серого потока.
В кино — с 7 февраля 2019 г. 16+
Текст: Александра Канапина