«По соображениям совести»: я знаю, никакой моей вины, в том, что другие не пришли с войны…

Несмотря на гонения своих коллег по киноцеху, Мэл Гибсон был, есть и будет талантливым актером и выдающимся, не побоюсь этого слова, режиссером. Это тот редкий случай, когда актер смог переквалифицироваться в режиссеры, не потеряв профессионализма. Все мы знаем и любим такие хиты, как «Храброе сердце» и «Страсти Христовы». Не так давно режиссер заявил о намерении снять продолжение этой библейской трагедии — «Воскрешение». Пока лента находится на стадии сценария, на наш суд голливудский мэтр выставил свой новый шедевр — военную драму «По соображениям совести».

Лента основана на реальных событиях. В ее основу легла биография Десмонда Досса — человека, который прошел Вторую мировую войну, ни разу не притронувшись к оружию.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

«Это просто невозможно», — скажете вы. Но нет, это абсолютно реально, и пацифист Десмонд это доказал на деле.

О чем этот фильм? — Об ужасах войны. О силе веры. О религии. О стойкости человеческого духа. О любви. О дружбе. О поддержке. Вы такой «тяжелый багаж» эмоций унесете с просмотра этой ленты, о чем вы даже не подозреваете.

Фильм жесток, очень жесток, что идет вразрез с его основной идеей и его главным героем-пацифистом. Кровь, кишки, оторванные конечности, груды искореженных тел, взрывы — кажется, что Гибсон смакует этой жестокостью, этим насилием. Но все в пределах разумного. Режиссер словно говорит нам: «Смотрите и не смейте отвести взор. Парни, что попали в такое пекло, не имели возможности от него отвернуться». Мальчишки, которым еще жить и жить. Каково это знать, что ты с вероятностью в 100% не вернешься домой? Жуть…  Взгляд на жизнь в розовых очках трескается. Ты сидишь, вжавшись в кресло, нервно перебирая пальцами или комкая платок, и плачешь, понимая, что где-то сейчас происходит подобное и что история нас вновь ничему не учит. Ты это даже не понимаешь, ты это просто чувствуешь кожей.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Это не просто военная драма, это еще и религиозная проповедь. Этакий фильм-искушение. Война — змий-искуситель, винтовка — то самое яблоко. Где же твой бог? Как он мог допустить все это? За что тебе все это, Десмонд, ведь ты же живешь, соблюдая заповеди Божьи? Эти и другие вопросы могут возникнуть у нас, людей, верующих сегодня от случая к случаю, вспоминая о Боге, когда «прижмет». Но главный герой даже не мог сметь думать так и сомневаться в решении Бога. Он просто верил и стойко стоял на своем — «Не убий». Есть ли у нас хоть капелька такой силы духа, такой воли? Пройти не только ужасы войны, но еще и унижения от своих сослуживцев, от государства и не сломаться, не подвергнуть свою веру ни капле сомнения. Интересно, прототип главного персонажа действительно был таковым или это все же приукрашено в фильме? Но, наверно, это неважно.

В отличие от многих военных фильмов, Гибсон показал и противников с человеческой точки зрения — насколько это возможно. Японцы (действия фильма происходят в Окинаве) сражаются за Родину, гибнут за свою землю. Сложно ненавидеть их, несмотря ни на что.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

Самое важное в этом фильме еще и то, что Десмонд спасает не своих, он спасает людей, в том числе и японцев. Как выразился его однополчанец: «Он спас и двух японцев. Ему не важно, кого спасать». Не важно, кого спасать! Это действительно подвиг — сохранить человечность в окружении зла и жестокости. Сколько раз Досса искушали его друзья, враги, просто обстоятельства взять винтовку и начать воевать. Но Десмонд был не приклонен. Он смог доказать всем, что на войне можно не только убивать, но и спасать. Каждый может «воевать» по-своему.

Мне кажется, что во время фильма плакали все — кто-то, как я реально, не стыдясь, кто-то — в глубине души. Возможно, кому-то лента покажется, «голливудской», снятой по законам жанра, без отступов вправо и влево. Но то, что картина — мощная, эмоциональная, цепляющая, поднимающая множество важных вопросов без лишнего пафоса и напыщенных речей, остается неоспоримым фактом. Ты не понимаешь весь ужас войны, ты просто его чувствуешь и пропускаешь сквозь себя.

Кадр из фильма «По соображениям совести»

В фильме  есть все, что нужно — пища для ума, прекрасный актерский состав, музыка, операторская работа, сценарий — все, как и должно быть в качественном кино. Документальная хроника и интервью  реального Десмонда Досса в конце усиливают пацифисткий посыл создателей ленты. Но лучше всего, наверно, основную мысль фильма отражает  стихотворение Александра Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Новая работа Мэла Гибсона, «По соображениям совести», вышла в прокат 17 ноября 2016 года.

10 из 10. К просмотру обязателен.

Текст: Наталья Тимонина