МКФ «Послание к человеку»: рецензия на фильм «Настоящее. Совершенное» (программа «Панорама. doc»)
Чжу Шэнцзэ — режиссер-документалист. Её режиссерский дебютом стала картина «Out of Focus» (2014 г.), премьера которой состоялась на кинофестивале «Cinema Du Réel» Во Франции. Следующий полнометражный документальный фильм «Another year» (2016) был показан на «Visions du Réel» в Швейцарии и получил «Sesterce d’or» / «Best Film Award»; также он получил главный приз на международном фестивале документального кино «RIDM Montreal», был выбран критиками на «Olhar de Cinema» (Бразилия) и включен в «Топ-10 фильмов года» журналом «24 Images magazine» (Канада) в 2016 году.
«Настоящее. Совершенное» — кинематографический коллаж, который составлен из видео, записанных и выложенных в сеть интернет стриммерами — малоизвестными людьми, которые в реальной жизни испытывают проблемы в общении из-за своей ориентации, инвалидности, социально-экономического статуса. Эти люди жаждут общения, пусть и в виртуальном мире, но эти виртуальные отношения бросают вызов традиционным представлениям о дружбе.
Надо чётко понимать, что это монтажное кино. Полностью смонтированное из видеоконтента интернет- пользователей. Сама режиссёр лишь собирает фрагменты, связывает их в сюжетные единые линии.
Кадр из фильма «Настоящее. Совершенное»
Сам жанр монтажного кино сейчас, как ни странно, возрождается. В программе МКФ «Послание к Человеку» есть фильм «Форман против Формана «, сделанный в том же стиле. Мы знакомы с подобным форматом на примере «Похорон Сталина» Сергея Лозницы. Главное в создании — уметь пользоваться архивным пластом и материалами.
Отметим, что в Китае «Империя грез», киберпространство, развивается с сумасшедшей скоростью. В 2016 стриминговое движение началось, а в 2017 году достигло 422 млн пользователей! Как пишут сами китайцы: «Интернет — это родина всего человечества».
Шэнцзэ считает, что главный лейтмотив её фильма — это одиночество. Причём и ведущих роликов, и их зрителей! Она пытается показать простую красоту. Хорошее, светлое в обыкновенных бытовых вещах, где главная цель героев — общение.
Кадр из фильма «Настоящее. Совершенное»
Фильм состоит из блоков.
Первый, «Один», показывает несколько историй: будни рабочего, швеи, увлекающейся скульптурой; будни инвалидов, будь то парень, рисующий на асфальте или девушка, невероятной печальной красоты на коляске; фрики, неформалы, парень с увечьями после пожара, говорящий о борьбе с Буддой… «Небо хочет моей смерти, но я нарушу её планы», — говорит он и объясняет свои ночные прямые эфиры жаждой просто поговорить. Его смелость — показать всем, что уродство не причина прятаться от мира.
В следующем блоке, «Next», их истории продолжаются.
Вывод всей этой хроники в черно-белом цвете — жажда общения. Любого, может, глупого и обо всем. Так как некоторые ролики просто не преследуют никакой целостной беседы. Авторы не хотят много денег, они живут, как могут и ищут просто друзей, собеседников, пусть в онлайн-жизни. Хорошо это или плохо? Это их жизнь. Может, если мы уделим таким людям больше живого, настоящего общения, не прячась за искусственным аватаром, то их мир станет светлее и добрее.
Текст: Анастасия Белякова