МКФ «Послание к человеку»: рецензия на блок «Международный конкурс. Документальное кино 7»
Каждый блок секции «Международный конкурс. Документальное кино» состоит из 2-х фильмов: короткометражного и полного метра. Первый — легкий, веселый, местами легкомысленный. Второй — глубокий и более серьезный. Но обе картины связаны общей темой. Они освещают одну и ту же проблему, но с разных сторон, иногда даже на резком контрасте.
Блок «Международный конкурс. Документальное кино 7» посвящен путешествиям. В обоих фильмах главные герои путешествуют из точки А в точку Б. Но если в короткометражке из Швейцарии, «Все включено», люди наслаждаются своим вояжем, то «Получные путешественники» афганского режиссера вынуждены покинуть родную гавань в поисках безопасного места.
«Все включено»
Герои ленты — обычные туристы, пассажиры огромного комфортабельного лайнера. На корабле есть все, что душе угодно: от аквапарка до роскошного пляжа на палубе. Персонал из кожи лезет вон, чтобы развлечь ленивых туристов: аниматоры с их порой не совсем пристойными конкурсами, шведский стол, ломящийся от еды, джакузи, казино и прочая мишура, позволяющая туристам скоротать время.
Авторы фильма, с одной стороны, обличают людские пороки, а с другой, камера держится всегда на расстоянии, абсолютно не нарушая личное пространство. Сам лайнер всегда присутствует сбоку, оставляя центральное место в кадре безоблачному небу и безмятежному морю. Куда и зачем плывут эти люди — это неважно. Важно, что они счастливы здесь и сейчас. «Карп дим», — как говорится.
Кадр из фильма «Все включено»
«Полуночные путешественники» (США / Катар / Канада / Великобритания)
Совсем другие «туристы» показаны в документальной картине афганского режиссера Хассана Фазили — «Полуночные путешественники». В 2015 году после показа по афганскому национальному телевидению его ленты «Мир», где он рассказал о полевом командире талибов — мулле Тур Джане, который сложил оружие и выбрал мирную жизнь. После выхода фильма талибы убили главного героя и назначили награду за голову режиссера. Фазили понял, что ему больше нельзя оставаться в родном доме. Семья решает бежать в Германию. Но сделать это не так просто.
«Полуночные путешественники» — автобиографический фильм, который снимала вся семья на три мобильных телефона. Это реальная история, рассказывающая про сложное «путешествие» беженцев по печально известному «Балканскому маршруту». Однако фильм построен таким образом, что все действительно страшные моменты и тяжелые ситуации остаются практически за кадром. В фильме появляются лишь их отголоски, немного сглаживая острые социальные моменты, но вовсе не избегая их. Фазили не стал смаковать своим тяжелым положением. Он снял фильм про то, как пусть даже в полной безнадеге и кромешной тьме, будучи на пороге отчаяния, можно сохранить человечность и веру в лучшее будущее. Это трогательная история больше не о том, как тяжело беженцам ( а им крайне сложно), а о теплых душевных отношениях между режиссером и его женой и дочерьми. Все рано или поздно закончится, в конце тоннеля обязательно будет свет, но очень важно, как ты пройдешь весь этот путь — сохранив собственное лицо или потеряв себя.
Помимо отношений внутри семьи и жизни беженцев, режиссер рисует портрет современного мусульманского общества. Все течет, все меняется. Мусульманский мир также не стоит на месте. Да, сейчас он расколат на две части — на новаторов и людей прогрессивных взглядов, как Фазели, и консерваторов. А, может, есть еще и анархисты… которым вообще нет дела до религии и людей, у них другие цели…
Кадр из фильма «Полуночные путешественники»
О режиссере: Хассан Фазили – автор театральных постановок, документального кино, короткометражек и ряда телесериалов, популярных в Афганистане. В 2011 году Британский совет пригласил его на фестиваль документального кино DocFest в Шеффилде для общения с коллегами и обучения. Его фильмы Mr. Fazili’s Wife и Life Again!, освещающие проблемы прав женщин, детей и инвалидов в Афганистане, были отмечены рядом призов на международных кинофестивалях. Работал также локейшен-менеджером на съемках фильма In Between Worlds Фео Аладаг, премьера которого состоялась на Берлинале в 2014 году, и был оператором фильма Voice of a Nation: My Journey Through Afghanistan, отобранного для показа на Амстердамском фестивале документального кино.
Оба фильма чем-то похожи по строению и манере съемки. В обоих лентах много неба, но у каждого режиссера оно свое. У Корин Швингрубер Илич оно ясно, щемяще голубое, практически без единого облачка. Небо — надежды, мира и спасения. У Хассана Фазили, небесный свод, наоборот, давит на героев. Он темный, серый, полон свинцовых туч. Но его также много в «Полуночных путешественниках». Герои часто смотрят в небо в поисках свободы и мира. И эта стая черных птиц на фоне грязно-розового заката, как ни странно, вселяет надежду, пусть призрачнуюю и неуверенную, на то, что все у семьи Фазели будет хорошо.
Текст: Наталья Тимонина