Луиш Диого, режиссер триллера «Безупречная жизнь», о своем новом фильме, счастье и проблемах в португальском кино

18 октября в российский прокат вышел португальский триллер — «Безупречная жизнь».

Лента рассказывает о враче, сообщающем своим пациентам, что  у них рак. Однако после дополнительных исследований выясняется, что диагноз не подтвердился. Совершает это онколог намеренно, чтобы люди, ожидая результатов, смогли прочувствовать радость жизни и оценить ее по-настоящему. Но не всех доктор делает счастливым и дарит вторую жизнь подобным образом: особо «больных» ждет другая терапия — химия, но не типичная в подобных случаях.

Режиссер картины, Луиш Диого, представил свою работу лично в Москве и Петербурге. Для него то, что его фильм будет показан в России, да еще и он сможет сам познакомить российского зрителя с ним, было неожиданно, потому что лента еще не вышла в прокат даже в родной Португалии. Сейчас она участвует в различных конкурсах и фестивалях: на сегодняшний момент картина была представлена более, чем на 30 фестивалях, и выиграла более 20 премий. Как признался режиссер, он и  не думал презентовать «Безупречную жизнь» в России, это была идея локального дистрибьютора («Русский репортаж» — прим. ред.), но отказываться от такой возможности не стал.

Ленты из этой солнечной страны доходят до российских кинотеатров крайне редко, а потому имеют особую ценность.Для самого Луиша — это вторая полнометражная работа. Первая, «Pecado Fatal», вышла в португальский прокат в 2013 году и также участвовала в нескольких фестивалях. Диого — прежде всего, сценарист. Он и не планировал режиссировать «Безупречную жизнь». Это была идея продюсера картины, которую Луиш поддержал.

Премьера фильма Луиш Диого Безупречная жизнь КультКино cultofcinema.com

Луиш Диого на  премьере фильма «Безупречная жизнь» в Петербурге, к/т «Формула кино Галерея»

«КультКино» поговорил с португальским режиссером о его второй работе, счастье и о том, как обстоят дела с кино на его Родине.

Какой смысл вы вложили в эту  историю?

— Мы должны стараться делать нашу жизнь хорошей во всех отношениях. Также стараться делать так, чтобы те люди, которые считают себя несчастными, старались быть счастливыми.  Конечно, не методами, которые показаны в фильме. Мы не должны опускать руки. Мы должны быть счастливыми и делать счастливыми других. Учить их счастью.

— Как вы выбирали актера на  роль Ивана? Долго ли проходил поиск?

— Нет. Мы провели кастинг в феврале 2016-го. Это мой второй фильм. Первый фильм выиграл несколько премий. Некоторые агенты, которые видели мою первую ленту, когда услышали про кастинг, стали звонить мне и предлагать кандидатуры. Так мы нашли Эрика да Силву.

-Есть ли прототип у главного героя?

— Мой брат пишет книги про  жизнь, про то, как быть счастливым, и в наших беседах мы все время говорим на эту тему, поэтому многие мои знакомые думают, что именно он лег в основу главного героя. Но это не так, хотя многие идеи  фильма вытекли именно из этих разговоров. В ленте также есть отсылка и к португальскому писателю — Жозе Сарамаго.  Именно ему на самом деле принадлежит фраза, которую любит  цитировать главный герой: «Если бы моя первая жена не умерла, я бы никогда не встретил свою настоящую любовь».

cultofcinema.jpg

Кадр из фильма «Безупречная жизнь»

— Главный персонаж — врач-онколог. Рак был случайно выбран в качестве основной болезни жертв или намеренно?

— Я прочитал статью про мужчину, который победил рак и полностью после этого изменил свою жизнь. И я подумал: «А что если, собственно, будет такой врач, который и проделывает подобные вещи со своими пациентами, как в фильме?»

— Как вы от врача-онколога пришли к маньяку?

— Я не знаю (смеется). Я уже не могу вспомнить. У меня много идей, которые появляются просто так.

— Как долго вы работали над сценарием?

— Когда я пишу сценарий, я уже в принципе знаю, о чем писать. Начинаю с идеи и потом  даю ей «побродить», пока не пойму, что могу сесть и написать. Поэтому, когда я уже пишу сценарий, это не занимает у меня более пары месяцев.

— Сколько длилась работа над фильмом?

— Кастинг был в феврале 2016-го. Съемки начали в июле того же года. Сам съемочный период длился 25 дней и год — постпродакшн.

cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Безупречная жизнь»

— Триллер — очень специфический жанр. Есть ли у вас какие-нибудь особенные личные приемы, как удержать зрителя?

— Структура сценария уже содержит те или иные важные вещи. Каких-то приемов нет, сама структура сценария помогает мне держать внимание зрителя.

— Приходилось ли что-то менять во время съемок? Импровизировали ли актеры или все происходило строго по сценарию?

— Первая версия сценария была более долгой, вернее, в ней было больше замысла. То, что мы видим уже на экране, — немного упрощенный вариант. Но актерам я позволял импровизировать.

— Как вы от сценариста пришли к режиссуре?

— Я начинал со сценариста, но моих сценариев продавалось мало. А продюсер «Безупречной жизни» решил привлечь меня еще и в качестве режиссера. Как режиссер я вообще начал с короткометражек. Когда я сделал свой первый фильм, я решил использовать свой худший сценарий, потому что я знал, что буду совершать ошибки, т.к. это первый фильм. Но я чему-то научился, усвоил несомненно какие-то важные вещи, чтобы сделать «Безупречную жизнь».

cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Безупречная жизнь»

— Португалия довольно скромно представлена в мировом кинематографе. Есть ли режиссеры, ваши соотечественники, чьи фильмы вы бы рекомендовали посмотреть?

— Мне не очень нравятся португальские фильм (смеется). Но могу порекомендовать режиссера Антониу-Педру Вашконселуш.  Если брать постановщиков для более широкой публики,  хотя мне он не очень нравится, но я бы порекомендовал Мигеля Гомеша.

— А что не так с португальским кинематографом? В России основную проблему видят в отсутствии режиссеров и сценариев.

— Очень часто сами режиссеры пишут сценарии. Они думают, что в авторском кино обязательно надо быть и сценаристом, и режиссером. Но  есть много  режиссеров, которые как раз не пишут сами сценарии, несмотря на то, что у них есть потенциал для написания историй.  Сценарии португальских режиссеров настолько не интересны, что из них сложно сделать что-то хорошее.

— Знаете ли вы кого-то из русских режиссеров?

— Я знаю режиссера «Нелюбви» — Звягинцева, еще Кончаловского, а также того, кто снял голливудский «Особо опасен».  Забыл фамилию.

— Бекмамбетов.

— Да!

cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Безупречная жизнь»

— Ваш топ-5  любимых фильмов и которые обязательно нужно посмотреть начинающему кинематографисту.

— Мой любимый фильм — «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне. «Чужие» Джеймса Кэмерона. Итальянский фильм — «Окно напротив» («Facing Windows»/ «La Finestra di Fronte», 2003 год), «Славное будущее» Атома Эгояна и «Беги, Лола, беги» (реж. — Том Тыквер, прим. ред.)

— Над чем вы работаете сейчас?

— У меня еще нет сценария, но есть идея.

— Это будет триллер, комедия?..

— Триллер.

— Что вам нравится больше — писать сценарии или быть режиссером?

— Я предпочитаю быть сценаристом.

Беседовала: Наталья Тимонина


Читать рецензию на фильм «Безупречная жизнь»