«Коматозники»: Что наша смерть? Игра!

В ожидании выхода триллера «Коматозники» у многих возникал вопрос о том, будет ли эта картина сиквелом одноименной ленты Джоэля Шумахера 1990 года с Кевином Бейконом, Джулией Робертс и Кифером Сазерлендом или же станет ее ремейком. Большинство склонялось к первому варианту, тем более, что персонаж Сазерленда был заявлен, но смущало лишь идентичное название триллера без маркировки «2». Те, кто не смотрели первых «Коматозников» могут вздохнуть с облегчением и не спешить увидеть эту картину перед походом в кинотеатр. Фильм 2017 — абсолютно новая лента с другими персонажами, историями и идеями.

По сюжету пятеро студентов-медиков ставят довольно опасный эксперимент: один за другим они искусственно вызывают у себя клиническую смерть. Будущим врачам интересно узнать, есть ли жизнь после смерти, поэтому они соглашаются провести подобный эксперимент. Однако у каждого опыта возможны побочные эффекты, а игра со смертью, как известно, не приводит ни к чему хорошему. Вернувшись к жизни, герои обнаруживают, что их самые страшные кошмары стали явью, и теперь им нужно избавиться от призраков прошлого.

Кадр из фильма «Коматозники»

В целом сюжет повторяет идею своего предшественника, правда, аппаратура стала ультрасовременнее и сложнее — теперь врачи могут зафиксировать изменения в мозгу человека, находящегося в коме, в то время, как герои фильма Шумахера могли только скромно фиксировать ход эксперимента на vhs-камеру. Для нового фильма был специально создан томограф самой последней модели, какая только может быть.

Художник-постановщик: «Мы создали дизайн томографа нового поколения. Я пообщался с нейрохирургом и узнал у него, как должен выглядеть аппарат, способный зафиксировать мозговую активность во время эксперимента. Когда я показал готовый образец этому нейрохирургу, тот воскликнул: «Мне такой прибор не помешает! Где же его можно достать?» Для меня это было лучшим доказательством, что я достиг поставленной цели».

 

Кадр из фильма «Коматозники»

Сложно воспринимать новых «Коматозников» как отдельное произведение, не сравнивая с их предшественниками. Если «сверять» обе эти картины, то лента 1990 года все же сильнее. Во-первых, она оригинальнее. Шумахер сумел не скатиться к банальному триллеру со страшилками, а создал интересную и поучительную историю, заставляющую задуматься не только о своих проступках и прощении, а еще и обратился к вопросу веры и самого понятия «смерти». Нильс Арден Оплев все же создал мистический хоррор, который придется по вкусу, скорее, любителям подобного жанра и молодежи до 30. Людям, более взрослым будет немного скучно смотреть на пьяные тусовки студентов, нелепую сцену «страсти» героев Луны и Бобрев (пожалуй, она испортила все ощущение от фильма, потому что была наигранной, неестественной и ненужной), и прочие элементы, присущие молодежным «ужастикам».

Кадр из фильма «Коматозники»

Первые «Коматозники» действительно интересуются смертью, изучают ее, исследуют рассказы людей, переживших клиническую смерть, рассуждают и спорят о существовании загробного мира на протяжении всей картины, поэтому когда герой Сазерленда решается на подобный эксперимент, вопросов не возникает. А вот мотивы новых «Коматозников» не совсем понятны. Складывается ощущение, что они просто играют со смертью в игру «кто кого», а сама процедура введения в кому стала лишь подводкой к дальнейшим мистическим событиям, так называемым триггером. В отличие от Шумахера Арден Оплев не делает особого акцента на этом, отсюда и момент «воскрешения» практически одинаков у каждого героя.

Кадр из фильма «Коматозники»

Рассуждать о том, кто был изобретательнее в части хоррора, нет смысла — с этим справились обе картины. Но все же новые «Коматозники» потеряли изюминку ленты 1990 года. Практически в финале фильма герой Кевина Бейкона, будучи атеистом, восклицает: «Господи! Прости нас — мы зашли на твою территорию!». Эта фраза звучит, словно откровение. Собственно от всей картины 90-года «пахнет ладаном», начиная с первых кадров. Зато в новой версии острее и отчетливее стоит вопрос не просто о прощении, а именно о самопрощении — невозможно двигаться вперед, имея камень на шее в виде вины и самобичевания. Простить себе ошибку, признать ее и закрыть дверь в прошлое может далеко не каждый. Да, от прошлого не уйти и не убежать, и оно непременно настигнет тебя, поэтому его нужно «пережить», поблагодарить за бесценный опыт и отпустить.

Что ж, новые «Коматозники» — это привычный мистический триллер с элементами хоррора, поэтому если вы являетесь поклонниками подобного жанра, то этот фильм для вас. Если же вы знакомы с оригинальной версией, то вы можете оценить новый вариант, а после — насладиться фильмом Джоэля Шумахера еще раз.

В кино — с 23 ноября 2017 г., 16+

Текст: Наталья Тимонина