«Коллектор»: блестящий спектакль одного актера

Признаюсь, что шла на фильм с привычным сомнением в качестве российского кино. К Хабенскому отношусь достаточно ровно – хороший актер, но для меня не выдающийся. Еще несколько пугал жанр «психологический триллер». Однако, к своему удивление, я увидела сильную, зрелую картину, которая держит до конца. Удивительно, но это дебютная режиссерская работа Александра Красовского, который ранее проявил себя в качестве хорошего сценариста. Собственно, и в случае с«Коллектором» история прописана внятно, детально и даже душевно. В целом, фильм получился настолько профессиональным, что диву даешься тому, что это «проба пера».

Кадр из фильма «Коллектор», источник — wdsspr.ru

Несколько слов о сути фильма. Как понятно из названия – основной род деятельности главного героя – сбор долгов.  Артур (Хабенский) мастерски умеет надавить на нужные болевые точки и «выбить» деньги от самых безнадежных должников. Работает он только с «крупными клиентами». Но однажды Артур сам становится мишенью – в интернете появляется видео, на котором он творит весьма неприглядные вещи. Параллельно ему поступают звонки с угрозами от «автора».  В одночасье от него отворачиваются друзья, коллеги. Его репутация (немного кощунственно звучит это слово в данном контексте, но по-другому не назвать) под сомнением. В итоге главный герой запирается в своем офисе, чтобы выяснить, кто и за что мстит ему таким образом. Коллектор оказывается загнанным в угол.

Кадр из фильма «Коллектор», источник — wdsspr.ru

Все мы знаем, какое отношение к коллекторам в нашей стране, и столь отталкивающее название с первых минут заставляет не любить главного героя.  Но истинное мастерство актера и заключается в том, чтобы оправдать своего персонажа и заставить зрителя полюбить его. Хабенскому это удалось сделать легко и непринужденно. Мастерски написанный сценарий позволяет нам, зрителю, проникнуться к коллектору и начать переживать за него. Но, возможно, это еще и от чувства справедливости и желания, чтобы правда восторжествовала. А она обязательно восторжествует в финале – спорном, ожидаемо-неожидаемом. Тут все зависит от вашего жизненного восприятия, поэтому и отношение к концовке у каждого будет свое.

Кадр из фильма «Коллектор», источник — wdsspr.ru

На протяжении всего фильма вы не увидите ни одного актера, кроме Хабенского. Тем не менее в фильме он активно общается с внешним миром – подругой, боссом, охранником и т.д. Но все это происходит либо по телефону, либо через дверь. Однако отсутствие других персонажей практически не заметно – так мастерски снята картина. Присутствие на экране только одного актера – на мой взгляд, новаторский для отечественного кино ход, вполне гармонично вписавшийся в сюжет. Каждый кадр ленты спланирован, организован, детально продуман. «Коллектор» тщательно проработан – от постановки кадра до музыки, звучащей в нем. И подобный стиль нисколько не портит фильм, а даже, наоборот, привносит в него некий «шарм».

Кадр из фильма «Коллектор», источник — wdsspr.ru

Подводя итог, скажу, что лента однозначно заслуживает того, чтобы посмотреть ее именно в кино, на большом экране. Несколько жаль, что у фильма такая скромная фестивальная история:

— призы XXVII фестиваля «Кинотавр» в категориях: «Лучшая мужская роль» и «Лучшая операторская работа» (Сочи, 2016);

-специальный приз Fedeora федерации кинокритиков стран Европы и Средиземноморья (Международный фестиваль в Карловых Варах, 2016).

Лента определенно заслуживает большего участия в смотрах, но еще больше она заслуживает вашего внимания, дорогие зрители. Без пищи для ума вы после ее просмотра не останетесь.

9 из 10

Текст: Наталья Тимонина