«Ева» (2018) Бенуа Жако и «Ева» (1962) Джозефа Лоузи: Так в чем же разница?

В кинотеатрах идет прокат фильма Бенуа Жако «Ева» с Гаспаром Ульелем и Изабель Юппер в главных ролях. После премьеры на Берлинском кинофестивале этого года фильм не ругал только ленивый. Может, проблема в том, что основная идея не лежит на поверхности и многие, выходя из залов, так и не поняли, кем же был главный герой до того, как пьеса пожилого британца принесла ему успех? А может, кто-то ждал страстной любовной истории на пике эмоций? Наконец, заявленный жанр «эротического триллера» оказался не совсем подходящим фильму. Это, скорее, драма, о человеке, очень недооценившем свои силы.

Бенуа Жако, посмотревший в юности экранизацию романа Джеймса Хэдли Чейза от Джозефа Лоузи с Жанной Моро в роли Евы, непременно хотел снять свою версию этой истории. Давайте рассмотрим два фильма ближе.

Создание фильма Ева Бенуа Жако с Изабель Юппер и Гаспаром Ульель КультКино cultofcinema.com

Кадр из фильма «Ева» (2018)

Италия или Франция?

Действие фильма 1962 года разворачивается в Венеции, после Венецианского кинофестиваля, на фоне потрясающих городских пейзажей: архитектуры, площадей, каналов, гондол… В одном из самых романтических городов Европы Тайвен увлекается роковой женщиной, приехавшей в Венецию из Рима.

События «Евы» 2018 года происходят во Франции: в Париже, Лионе, Анси. Тот самый отель в Анси, где герои встречаются в казино, расположен в сказочно-красивом бывшем Императорском дворце. Природа, прекрасные пейзажи французской провинции, все это должно успокаивать и радовать глаз, но главный герой даже не замечает этого, полностью погруженный в свои мысли.

Кадр из фильма "Ева" Джозефа Лоузи КультКино cultofcinema.com

Кадр из фильма «Ева» (1962)

Так кто же такой наш главный герой?

«Ева» 1962 года представляет нашему вниманию героя-валлийца, писателя, по роману которого снят успешный фильм. Уже в самом начале Тайвен говорит про угольные шахты, про брата, который во всем был лучше него. Он эмоционален, даже чрезмерно, он много пьет и гордится тем, что не пропускает ни одной юбки. Тайвен — типичный герой-любовник, который спускает денег больше, чем может себе позволить. Позже он признается Еве, что роман написал не он, а его покойный брат, но мы так и не узнаем, кем был на самом деле Тайвен Джонс.

Тайвен много говорит, он призывает жалеть себя, старается убедить двух женщин, что нуждается в них. Он даже не пытается писать вторую книгу, хотя контракт уже заключен. Тайвен одержим Евой, и он ничего не контролирует.

Одержимый контролем Бертран же почти не говорит, он действует: садится на поезд, пишет sms, звонит Еве, в отличие от Тайвена, он не клянется в любви своей невесте, ему, кажется, все равно. Бертран погружен в собственные мысли, где основная цель — новая пьеса, сюжета для которой у него нет. Он не умеет писать, поэтому записывает то, что происходит в реальной жизни. Бертран не может смириться с тем, что сам он ничего из себя не представляет и что его успех — фикция.

Рецензия на фильм Ева КультКино cultofcinema.com

Кадр из фильма «Ева» (2018)

Кем работал герой Гаспара Ульеля до успеха украденной пьесы становится понятно почти сразу, ведь пожилой мужчина, к которому он пришел, просит его раздеться и присоединиться к нему в ванне. К тому же, Бертран к тому времени уже ответил писателю на предложение выпить: «Не на работе». Окончательно разъясняет ситуацию молодой человек, заговоривший с Бертраном в поезде и спросившем, помнит ли он клиентку. Отсюда мы делаем вывод, что был Бертран, как и Ева, представителем «древнейшей профессии», поэтому он уверен, что сможет обыграть Еву «на ее территории».

Об игре актеров говорить сложно, потому что создатели фильмов требовали от них совершенно разных эмоций. Стенли Бейкер сыграл человека слабого и жалкого, выливавшего на зрителя поток шекспировских страстей на протяжении всего фильма. Задачей Ульеля было показать человека сдержанного и собранного, примеряющего маску, но не умеющего в этой маске жить, как бы он ни старался.

Кадр из фильма "Ева" Джозефа Лоузи КультКино cultofcinema.com

Кадр из фильма «Ева» (1962)

Ева

Ева, сыгранная в обоих фильмах великими французскими актрисами, Жанной Моро и Изабель Юппер, приковывает внимание.

Чувственная, женственная, умеющая быть очень красивой Жанна Моро показывает нам Еву-соблазнительницу. Мы не знаем, почему она занимается проституцией, но она относится к клиентам честно, сразу же предупреждая: «Не влюбляйся в меня». Сложно не влюбиться в шикарную женщину, не отказывающуюся от внимания. Ева жалеет Тайвена, но не уважает его. Для нее он — жалок и постепенно становится противен.

Кадр из фильма "Ева" Джозефа Лоузи КультКино cultofcinema.com

Кадр из фильма «Ева»(1962)

Ева Изабель Юппер — женщина, у которой есть цель. Ей не нужны внимание, подарки, выходы в свет. Ее задача — вытащить из тюрьмы мужа и обеспечить им обоим достойную жизнь. Ее работа организована четко и без лишних сантиментов, и «не влюбляйся в меня» звучит немного странно и применимо лишь к Бертрану, увязавшемуся за ней надолго. Она так и не узнает истинной цели молодого человека, он, может быть, в какой-то момент был ей даже симпатичен. В самом конце Ева не хочет видеть Бертрана, она снова все контролирует, и он вынужден слушаться.

Кадр из фильма «Ева»(2018)

Сюжет романа «Ева» и двух одноименных фильмов сосредоточен на человеке, занявшем не свое место в жизни. Практически невозможно развить успех, который ты не заслужил. Оба героя встречают Еву, элитную проститутку, профессионалку, из-за отношений с которой оба теряют невесту, с которой были только ради денег или статуса. Они оба чувствуют себя виноватыми: больше Бертран, меньше Тайвен. Бертран опускается, мы не знаем, написал ли он что-то еще. Тайвен вроде бы остается на плаву, но контракт ему уже не светит, и он продолжает преследовать Еву.

Каждый воспринимает фильмы по-своему, имеет собственное мнение и отношение к одному и тому же сюжету. Данным анализом я предлагаю всего лишь сравнение двух фильмов, которые стоит посмотреть хотя бы ради очень ярких актеров и сюжета, над которым можно подумать и порассуждать.

Текст: Юлия Сумзина