«Дикарь»: большой ребенок в поисках рая
2 ноября в российский прокат выходит биографическая драма — «Дикарь». Фильм посвящен известному художнику, Полю Гогену, и его первой поездке на Таити. Роль мастера постимпрессионизма сыграл звезда французского и мирового кинематографа — Венсан Кассель. В основу сценария положено автобиографическое произведение самого художника — «Ноа Ноа».
Действия в картине развиваются не спеша и на Таити, куда Гоген отправляется в 1891 году в поисках вдохновения, устав от мирских хлопот в виде постоянного отсутствия денег и нищеты, а также считая цивилизацию «болезнью». Его желание слиться с природой берет вверх, и художник оставляет жену и детей ради «рая».
Кадр из фильма «Дикарь»
Фильм «Дикарь» показывает нам уже никому не нужного Гогена. Его картины не продаются, родственники жены настаивают на том, чтобы она подала на развод, нищета, безденежье и невозможность содержать семью заставляют Поля Гогена совершить «побег». Мы чувствуем одиночество мастера уже с первых минут: друзья не разделяют его рвения, равно, как и его супруга. Однако несмотря на все разногласия и сомнения, он твердо стоит на своем и совершает этот смелый шаг, будучи уже в довольно преклонном возрасте для того времени. На период поездки на Таити Гогену было более сорока лет. Там он находит себя, новую любовь и новые силы для творчества. Неужели художнику удалось найти собственный рай?
Кадр из фильма «Дикарь»
Все картины, написанные постимпрессионистом в этот период, полны покоя, умиротворения и неподвижности — кажется, что время просто остановилось, любуясь красотой этого края. Гоген нашел здесь то, чего не мог найти в Париже — свободу, свежий воздух, вдохновение и желание творить. Но надолго ли? Этим спонтанным отъездом из французской столицы, Гоген лишь временно решил свои проблемы — от себя не убежишь. Нищета, забвение, предательство настигают его и в этом райском месте. Все вновь возвращается на круги свои. Гоген, обладая бунтарским нравом, словно впадает в ребячество — именно таким и изображает мастера малоизвестный французский режиссер, Эдуард Делюк. Детская наивность Гогена вызывают трепет и нежность по отношению к главному персонажу картины. Игра Венсана Касселя на высоте. Он позволяет нам прочувствовать счастье своего героя, его «Коке», как назвали его жители одного местного племени, его мытарства и борьбу с самим собой.
Кадр из фильма «Дикарь»
Лента длится час сорок, и нельзя сказать, что в ней нет действия, наоборот, в картине есть все, что нужно — драма, переживания, муки творчества, любовь, ревность, противостояние, борьба. Однако повествование в ней тянется не минуемо долго, хотя и не сказать, что скучно. Все медленно, монотонно и одинаково, а ведь этот период жизни Гогена был одним из самых ярких. Иногда кажется, что создатели картины вставили эпизоды, в которых художник создает свои лучшие полотна, прославившие его, лишь для того, чтобы удлинить хронометраж фильма. После просмотра ленты возникают противоречивые чувства: с одной стороны, очень интересно наблюдать за жизнью гения живописного мира, но с другой, хотелось бы хоть какой-нибудь динамики, «перчинки». Но, возможно, авторы картины намеренно избрали такой ритм повествования, дабы показать нам тот рай и покой, который так долго искал Поль Гоген. Очень тяжело осознавать тот факт, что человек, чье влияние на современное искусство столь велико, умер в полном одиночестве и абсолютной нищете.
Текст: Наталья Тимонина