Герман – Игрок или неудачник?
Новый фильм Павла Лунгина «Дама Пик» затрагивает извечные темы, которые волновали современников Александра Сергеевича, Петра Ильича, волнуют и нас с вами. Достаточно остановиться на миг и допустить, что «наша жизнь – игра», как едва ли не каждый второй найдет в себе маленькую (или чуть больше) крупицу Германа – анархиста, борца, игрока и … неудачника.
Да, кстати в рецензии написание имени Герман будет соответствовать оному у Чайковского, так как фильм основывается на опере, а не на произведении Пушкина, не являясь при этом экранизацией ни того, ни другого, а предлагая зрителю новую захватывающую историю.
На первый взгляд, картина Лунгина – это повествование о закулисных дрязгах, явной и тайной жизни богемы, любви и славе, предательстве и, конечно, о деньгах.
В свой родной театр возвращается великая оперная дива Софья Майер с намерением поставить «Пиковую даму» Чайковского в собственной современной интерпретации. По случайности (или по воле рока) в том театре работает молодой тенор Андрей, мечтающий о деньгах, славе и партии Германа, заранее отписанной художественному руководителю театра Головину. Девушка Андрея Лиза – племянница Софьи Майер – сразу получает партию Лизы в постановке, это существенно портит их отношения с Андреем.
В попытках стать настоящим Германом Андрей добивается внимания дивы, становится ее любовником… Но, что самое главное, оказывается втянут в ее хитросплетения. Азартная по натуре, Софья даже собственную режиссерскую работу превращает в смертельно опасную игру. Подпольное казино, давно забытая карточная игра в Фараона, три заветных карты. Только одного не учел Андрей: он хотел стать Германом, а Герман всегда проигрывает.
Вот и судьба молодого тенора сложилась не то, чтобы несчастливо, но как-то неудачно. Тайны из этого Павел Лунгин не делает, в первых же кадрах показывая нам пистолет у виска главного героя. Его сердобольная девушка Лиза не спасла своего возлюбленного, купаясь в лучах славы и реках его крови. Она так же, как ее тетка, стремилась быть звездой, просто тщательно скрывала это от самой себя. Параллели, проводимые режиссером между этими двумя женщинами, наводят на пугающую мысль об отсутствии чистоты и непорочности в самой человеческой сущности.
Да, Софья обладает дьявольским влиянием на всех, кто с ней так или иначе связан. При этом красота Ксении Раппопорт в кадре завораживает… В последней четверти фильма мы все-таки попадаем в театр и становимся зрителями оригинальной постановки, слушателями великолепных голосов молодых талантов Большого театра и свидетелями трагической развязки напряженной истории.
От себя хочется отметить, что оторваться от экрана не было решительно никакой возможности: так страшно красив сумасшедший Герман-Андрей Янковский! Так проникновенно звучит в его устах: «что верно – смерть одна»… Бывают в кино сцены, ради которых готов пересматривать весь фильм десятки раз, для меня – это сцены в театре.
Интересно, что в финальной арии Германа заключена по сути вся история его жизни и жизни Андрея, которому первая встреча со смертью подарила великолепный голос, вторая – отняла его, а третьей он вынужден ждать в молчаливых терзаниях. «Кто ж ей милей из нас, друзья? Сегодня ты, а завтра я».
По словам самого Пала Лунгина, фильм не интеллектуальный, а чисто эмоциональный. Да, эмоции при просмотре зашкаливают, особенно у впечатлительных барышень. Однако некоторые, совсем «неважные» идеи и взаимосвязи в картине также прослеживаются, даром ли классика.
С 17 ноября фильм «Дама Пик» выходит в прокат, и мы желаем всем заинтригованным, впечатлительным и скептикам приятного просмотра!
Автор: Бутырина Юлия